Вернуться назад

 

Журнал № 5 за 2004 г. 

 

1. Постановление Правления НБКР от 28 апреля 2004 года N 11/2 «Об утверждении "Порядка придания статуса неначисления процентного дохода"» 

 

2. Постановление Правления НБКР от 21 ноября 2001 года N 44/1 «О новой редакции Правил регулирования деятельности коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, на территории Кыргызской Республики 

 

3. Постановление Правления НБКР от 26 сентября 2001 года N 36/12 «О новой редакции Инструкции "О порядке проведения платежей по межбанковской гроссовой системе расчетов» 

 

 

 

 

 

г.Бишкек 

от 28 апреля 2004 года N 11/2 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫ3СКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

Об утверждении "Порядка придания статуса неначисления 

процентного дохода" 

 

В целях установления единого порядка неначисления процентного дохода по кредитам и активам, по которым имеются проблемы с возвратом основной суммы и погашения процентных платежей, и руководствуясь статьей 30, 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить "Порядок придания статуса неначисления процентного дохода" (прилагается) и ввести в действие с момента опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом провести государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

3. Коммерческим банкам и финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики, привести в соответствие с "Порядком придания статуса неначисления процентного дохода" данные в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в течение трех месяцев с момента опубликования настоящего постановления. 

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Шаршекееву К.Ш. 

 

Председатель Правления Национального 

банка Кыргызской Республики У.Сарбанов 

 

 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

10 июня 2004 года. Регистрационный номер 70-04 

 

Утвержден 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 28 апреля 2004 года N 11/2 

 

ПОРЯДОК 

придания статуса неначисления процентного дохода 

 

1. Общие положения 

2. Придание статуса неначисления процентного дохода 

3. Порядок неначисления процентного дохода 

4. Возврат статуса начисления процентного дохода 

Приложение. Пример по организации учета кредитов в статусе 

неначисления процентного дохода 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Настоящий документ определяет порядок придания статуса неначисления процентного дохода по кредитам и активам, несущим в себе кредитный риск (далее по тексту - кредиты) в коммерческих банках и финансово-кредитных учреждениях, регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики, кроме ломбардов и обменных бюро (далее по тексту - кредитные учреждения). 

1.2. Настоящий порядок рассматривает вопросы, связанные с начислением и признанием процентного дохода кредитного учреждения. Придание статуса неначисления процентного дохода не затрагивает условий договора между клиентом и кредитным учреждением (например, сроков или сумм платежей в погашение основной суммы и уплаты процентов или очередности их уплаты). 

1.3. Кредитное учреждение несет ответственность за выработку и реализацию Политики придания статуса неначисления процентного дохода кредитного учреждения, процедур и систем внутреннего контроля, обеспечивающих соблюдение настоящего Порядка. 

1.4. Политика придания статуса неначисления процентного дохода кредитного учреждения должна утверждаться Советом директоров или соответствующим органом кредитного учреждения. 

 

2. Придание статуса неначисления процентного дохода 

 

2.1. Применение метода начисления в целях бухгалтерского учета и финансовой отчетности не означает, что кредитное учреждение должно продолжать начислять, капитализировать и/или признавать как доход проценты, вероятность получения которых у кредитного учреждения очень низка, либо вообще отсутствует. 

Признание процентного дохода по кредитам, график платежей по которым не исполняется, ведет к представлению недостоверной информации о финансовом состоянии кредитного учреждения (неверных сведений о размере активов и доходов) для вкладчиков, кредиторов и акционеров. 

2.2. Кредитное учреждение должно придать статус неначисления процентного дохода по: 

а) кредитам и активам, по которым платежи по выплатам основной суммы долга или процентов просрочены на 90 дней и более; 

б) кредитам, по которым погашение основной суммы и выплата процентов в полном объеме не ожидается, не зависимо от продолжительности просрочки платежей (но не более сроков, установленных в пп. а) настоящего пункта по выплатам основной суммы долга или процентов по нему. 

 

3. Порядок неначисления процентного дохода 

 

3.1. Кредитное учреждение должно создавать РППУ (резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков) в размере 100 процентов на сумму просроченных начисленных процентных платежей по кредитам, которым в последующем придан статус неначисления процентного дохода. 

3.2. Все поступающие платежи по кредитам в статусе неначисления процентного дохода необходимо принимать как погашение основной суммы до тех пор, пока не будет погашена задолженность по основной сумме кредита. 

Только после полного погашения основной суммы кредита в статусе неначисления процентного дохода, поступления денежных средств могут направляться кредитным учреждением в погашение задолженности по процентным и иным платежам (штрафные санкции, пени, неустойки). 

3.3. Кредитное учреждение может признавать как процентный доход часть или всю сумму процентного платежа по кредитам в статусе неначисления процентного дохода на основе "кассового" метода, только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия: 

а) все просроченные периодические платежи в погашение основной суммы кредита в статусе неначисления процентного дохода и проценты по нему выплачены заемщиком полностью; 

б) в течение трех предыдущих отчетному месяцев заемщик осуществлял платежи по кредиту в статусе неначисления процентного дохода в соответствии с первоначальным графиком погашения кредита; 

в) существует высокая вероятность полного погашения остающейся части основной суммы кредита в статусе неначисления процентного дохода, которая оценивается исходя из конъюнктуры рынка, бизнес-плана заемщика, анализа его финансового состояния и других факторов. 

3.4. По кредитам в статусе неначисления процентного дохода кредитному учреждению необходимо организовать и вести соответствующий внесистемный учет((1) см. примечание) всех платежей, подлежащих уплате по каждому такому кредиту - суммы основного долга, процентные платежи и штрафные санкции согласно графику погашения задолженности, установленной в кредитном договоре. 

Информация о состоянии кредита, процентов и суммах погашения по кредиту должна представляться заемщику и другим заинтересованным пользователям (внешний аудитор заемщика, государственные органы регулирования согласно действующему законодательству) из данных внесистемного учета. Также эта информация может служить основанием для подачи исковых заявлений для возврата кредита в судебном порядке. 

 

4. Возврат статуса начисления процентного дохода 

 

4.1. Кредиту в статусе неначисления процентного дохода может быть возвращен статус начисления процентного дохода только в случае одновременного выполнения следующих условий: 

а) все просроченные платежи по основной сумме кредита, процентным платежам и штрафным санкциям погашены согласно графику погашения задолженности на отчетную дату; 

б) вероятность осуществления заемщиком платежей, как по основной сумме кредита в статусе неначисления процентного дохода, так и по процентам является высокой, которая оценивается исходя из конъюнктуры рынка, бизнес-плана заемщика, анализа его финансового состояния и других факторов; 

в) заемщик осуществлял платежи по кредиту в статусе неначисления процентного дохода в соответствии с первоначальным графиком погашения данного кредита: в течение четырех месяцев. 

4.2. Решение о возврате статуса начисления процентного дохода должно быть принято кредитным учреждением только после тщательной оценки финансового состояния заемщика, а также способности и желания заемщика полностью погасить задолженность в дальнейшем согласно графику погашения кредита. 

 

Примечание: 

(1) Примерный порядок внесистемного учета кредитов и кредитов в статусе неначисления процентного дохода см. в приложении. 

 

 

Приложение 

к Порядку придания статуса 

неначисления процентного дохода 

 

ПРИМЕР 

по организации учета кредитов в статусе 

неначисления процентного дохода 

 

Пример. Кредитное учреждение выдало кредит заемщику 2400 сомов сроком на два года 1 марта 2002 года. Погашение осуществляется на ежемесячной основе по следующему графику: выплаты основной суммы в размере 100 сом и процентные платежи в сумме 50 сом не позднее 5 числа следующего месяца. Предположим, что у кредитного учреждения других кредитов не имеется. 

Заемщик в течение 90 дней после получения кредита никаких платежей не осуществлял. Кредитное учреждение придает этому кредиту статус неначисления процентного дохода 6 июня 2002 года после истечения срока платежа 5 июня 2002 года. 

1 июля 2002 года заемщик внес в кассу кредитного учреждения в погашение кредитов и соответствующего процентного дохода за четыре месяца (три просроченных месяца и один текущий месяц) в сумме 600 сомов (400 сомов основной суммы и 200 сомов процентных платежей). В дальнейшем, на ежемесячной основе клиент вносит в кассу 150 сом в погашение основной суммы кредита (100 сомов) и процентных платежей (50 сомов). 

 

Порядок учета данного кредита в кредитном учреждении 

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ 

1 марта 2002 г. Выдача кредита │ 

├──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┤ 

Учет в балансе Внесистемный учет │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Дт Кредиты клиентам 2400 сом Открывается лицевой счет заемщика │ 

Кт Касса 2400 сом и карточка заемщика с отражением │ 

всех финансовых условий кредитного│ 

договора │ 

├──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┤ 

В конце каждого месяца начисления процентного дохода │ 

├──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┤ 

Учет в балансе (ежемесячно) Внесистемный учет (ежемесячно) │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Дт Начисленные % к получению Сумма основного долга к уплате - │ 

50 сом 100 сом. │ 

Кт Процентный доход 50 сом Сумма процентных платежей к уплате│ 

- 50 сом │ 

├──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┤ 

6 июня 2002 года в связи с неплатежами заемщика кредиту придается │ 

статус неначисления процентного дохода. В учете необходимо │ 

осуществить следующие записи │ 

├──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┤ 

Учет в балансе Внесистемный учет (в июне) │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Дт Расходы на РППУ по % 150 сом Сумма основного долга к уплате - │ 

100 сом. │ 

Кт РППУ по начисленным % 150 сом Сумма процентных платежей к уплате│ 

- 50 сом │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Остатки по счетам Остатки по счетам │ 

Кредиты клиентам 2400 сом Сумма погашенного основного долга │ 

- 0 сом. │ 

Начисленные % к получению 150 сом Сумма погашенных процентных │ 

Процентный доход 150 сом платежей - 0 сом │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Расходы на РППУ по % 150 сом Записи в карточке внесистемного │ 

РППУ по начисленным % 150 сом учета: │ 

Кредит выданный 2400 сом. │ 

Основная сумма кредита к погашению│ 

400 сом. │ 

% к погашению за 4 месяца 200 сом │ 

├──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┤ 

3 июля 2002 года заемщик внес в кассу кредитного учреждения 600 сом в│ 

погашение основной суммы долга и процентов к погашению за четыре │ 

предыдущих месяца. В учете необходимо осуществить следующие записи │ 

├──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┤ 

Учет в балансе Внесистемный учет │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Дт Касса 600 сом Сумма погашенного основного долга │ 

- 400 сом. │ 

Кт Кредиты клиентам 600 сом Сумма погашенных процентных │ 

платежей - 200 сом │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Остатки по счетам по данному Записи в карточке внесистемного │ 

кредиту: учета: │ 

Кредиты клиентам 1800 сом Кредит выданный 2000 сом. │ 

Начисленные % к получению 150 сом Погашенная часть кредита 400 сом. │ 

РППУ по начисленным % 150 сом Погашение % за 4 месяца 200 сом │ 

Расходы на РППУ по % 150 сом │ 

Процентный доход 150 сом │ 

├──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┤ 

В последующем (в начале августа, сентября и октября месяца) заемщик │ 

на ежемесячной основе вносит денежные средства в погашение кредита │ 

(за июль, август и сентябрь соответственно) │ 

├──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┤ 

Учет в балансе (ежемесячно) Внесистемный учет (ежемесячно) │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Дт Касса 150 сом Сумма погашенного основного долга │ 

- 100 сом. │ 

Кт Кредиты клиентам 150 сом Сумма погашенных процентных │ 

платежей - 50 сом │ 

├──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┤ 

В конце октября месяца 2002 года │ 

├──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┤ 

Учет в балансе Внесистемный учет │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Остатки по счетам по данному Записи в карточке внесистемного │ 

кредиту: учета: │ 

Кредиты клиентам 1350 сом Кредит выданный 1700 сом. │ 

Начисленные % к получению 150 сом Погашенная часть кредита 700 сом. │ 

РППУ по начисленным % 150 сом Погашение % за 7 месяцев 350 сом │ 

Расходы на РППУ по % 150 сом │ 

Процентный доход 150 сом │ 

├──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┤ 

В связи со своевременным внесением заемщиком денежных средств в │ 

течение 4 месяцев (с июля по октябрь за месяцы с июня по сентябрь │ 

соответственно) руководство кредитного учреждения решило вернуть │ 

кредиту статус начисления процентов. В конце ноября 2002 года месяца │ 

кредитному учреждению необходимо осуществить следующие записи: │ 

├──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┤ 

Учет в балансе Внесистемный учет │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Дт РППУ по начисленным % 150 сом Сумма основного долга к выплате - │ 

100 сом. │ 

Дт Начисленные % к получению Сумма процентных платежей к │ 

50 сом выплате - 50 сом │ 

Кт Процентный доход 50 сом │ 

Кт Расходы на РППУ по % 150 сом │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Остатки по счетам по данному │ 

кредиту: │ 

Кредиты клиентам 1350 сом │ 

Начисленные % к получению 200 сом │ 

Процентный доход 200 сом │ 

РППУ по начисленным % 0 сом │ 

Расходы на РППУ по % 0 сом │ 

├──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┤ 

2 декабря 2002 года заемщик внес денежные средства в погашение части │ 

основной суммы и процентных платежей за ноябрь месяц. Кредитное │ 

учреждение ведет учет процентного дохода в соответствии с методом │ 

начисления: │ 

├──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┤ 

Учет в балансе Внесистемный учет │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Остатки по счетам по данному │ 

кредиту: │ 

Кредиты клиентам 1250 сом │ 

Процентный доход 50 сом │ 

├──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┤ 

4 января 2003 года заемщик внес денежные средства в погашение части │ 

основной суммы и процентных платежей за ноябрь месяц. Кредитному │ 

учреждению необходимо осуществить следующие записи: │ 

├──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┤ 

Учет в балансе Внесистемный учет │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Дт Касса 150 сом Записи в карточке внесистемного │ 

Кт Кредиты клиентам 100 сом учета: │ 

Кт Начисленные % к получению Кредит выданный 1500 сом. │ 

50 сом Погашенная часть кредита 900 сом. │ 

Погашение % за 9 месяцев 150 сом │ 

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ 

Остатки по счетам по данному │ 

кредиту: │ 

Кредиты клиентам 1150 сом │ 

Начисленные % к получению 150 сом │ 

├──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┤ 

В дальнейшем, при нормальном ходе дел, кредитное учреждение │ 

ежемесячно начисляет процентные платежи к получению в сумме 50 сом, │ 

а при внесении заемщиком денежных средств для погашения основной │ 

суммы и процентов в сумме 150 сом, кредитное учреждение в финансовой │ 

отчетности 100 сом направляет в погашение основной суммы кредита и │ 

50 сом на процентный доход в день поступления денежных средств. │ 

В случае полного погашения суммы основного долга по кредиту, │ 

дальнейшие поступления денежных средств кредитное учреждение должно │ 

признавать процентными доходами │ 

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 

 

г.Бишкек 

от 21 ноября 2001 года N 44/1 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

О новой редакции Правил регулирования деятельности 

коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, 

лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, 

на территории Кыргызской Республики 

 

Рассмотрев проект новой редакции Правил регулирования деятельности коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, на территории Кыргызской Республики, Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить новую редакцию Правил регулирования деятельности коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, на территории Кыргызской Республики (прилагается). 

2. Ввести в действие новую редакцию Правил регулирования деятельности коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, на территории Кыргызской Республики с 1 февраля 2002 г. 

3. Признать утратившим силу постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 8 июля 1997 года N 14/1 "О Правилах регулирования деятельности банков" с момента введения новой редакции. 

4. Всем коммерческим банкам и РСК в срок до 1 февраля 2002 года привести свою деятельность в соответствие с новой редакцией Правил регулирования деятельности коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, на территории Кыргызской Республики. 

5. В Инструкции по определению стандарта адекватности капитала коммерческих банков Кыргызской Республики п.1.5 сформулировать в следующей редакции: 

"Минимальный размер капитала (собственных средств) определяется на основе капитала первого уровня за минусом перекрестных инвестиций в капитал (в виде акций или долевого участия в капитале)" и ввести в действие с 1 февраля 2002 г. 

6. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения областных управлений НБКР, Ассоциации банков Кыргызстана, коммерческих банков и РСК. 

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Шаршекееву К.Ш., заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики. 

 

Председатель Правления Национального 

банка Кыргызской Республики У.Сарбанов 

 

Утверждены 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 21 ноября 2001 года N 44/1 

 

ПРАВИЛА 

регулирования деятельности коммерческих банков 

и других финансово-кредитных учреждений, лицензированных 

Национальным банком Кыргызской Республики, 

на территории Кыргызской Республики 

 

I. Общие положения 

 

1. Согласно банковскому законодательству Кыргызской Республики, Национальный банк Кыргызской Республики (далее - НБКР) в целях осуществления функций по регулированию деятельности коммерческих банков и Расчетно-сберегательной компании (далее - банки), лицензируемых НБКР, устанавливает обязательные для выполнения экономические нормативы и требования. 

2. Банки могут устанавливать более высокие требования по экономическим нормативам и требованиям в целях дополнительного снижения рисков, не нарушая при этом значений, установленных законодательством Кыргызской Республики и нормативными актами Национального банка Кыргызской Республики. 

 

II. Экономические нормативы и требования, 

предъявляемые к банкам 

 

1. Банки обязаны соблюдать следующие экономические нормативы: 

- Минимальный размер уставного капитала; 

- Минимальный размер капитала (собственных средств); 

- Максимальный размер риска на одного заемщика - (К 1.1, К 1.2, К 1.3, К 1.4); 

- Достаточность (адекватность) капитала - (К 2.1, К 2.2, К 2.3); 

- Ликвидность - (К 3); 

- Открытая валютная позиция - (К 4); 

- Максимальный размер риска по депозитам физических лиц (К 5). 

2. Банки обязаны соблюдать следующие требования: 

- Максимальный размер риска по крупным кредитам; 

- Максимальный размер риска по необеспеченным кредитам; 

- Максимальный размер риска по сделкам с инсайдерами; 

- Максимальный размер риска по предусмотренным сделкам(*) с аффилированными компаниями; 

- Максимальный размер инвестиций в небанковские компании; 

- Максимальный размер инвестиций в банковские помещения (основные средства). 

(*) Определение понятия "предусмотренные сделки" приведено в Инструкции НБКР "О требованиях к операциям с аффилированными компаниями". 

 

III. Порядок расчета экономических нормативов 

и других требований 

 

1. Минимальный размер уставного капитала 

 

1.1. Минимальный размер уставного капитала для действующих и вновь создаваемых банков устанавливается нормативными актами НБКР. 

 

2. Минимальный размер капитала (собственных средств) 

 

2.1. Минимальный размер капитала (собственных средств) определяется на основе капитала первого уровня за минусом перекрестных инвестиций в капитал (в виде акций или долевого участия в капитале). 

Перекрестные инвестиции в капитал - это взаимное участие банков, других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР, и небанковских организаций, в капитале друг друга. 

2.2. Капитал первого уровня рассчитывается согласно Инструкции по определению стандартов адекватности капитала коммерческих банков, утвержденной НБКР. 

 

3. Максимальный размер риска на одного заемщика (К 1.1, К 1.2, 

К 1.3, К 1.4) 

 

3.1. Расчет норматива максимального размера риска на одного заемщика производится: раздельно по заемщикам, не связанным с банком (К 1.1), и по заемщикам, связанным с ним (К 1.2), а также отдельно по межбанковским размещениям в банк, не связанный с банком (К 1.3) и банк, связанный с ним (К 1.4). 

3.2. Нормативы максимального размера риска на одного заемщика К 1.1 и К 1.2 (включая банки), рассчитываются по формуле: 

 

К 1 = С3 / ЧСК x 100%, где: 

 

С3 - совокупная задолженность одного заемщика или дебитора (далее 

- заемщика) по кредитам (независимо от срока), факторингу, 

финансовому лизингу, размещениям в межбанковские депозиты 

(кроме депозитов в НБКР) и инвестициям (в виде акций, финан- 

сового участия в капитале), а также по другим прямым или 

косвенным выдачам средств, являющимся по своей сути кредит- 

ными заменителями, выданным банком заемщику и приравненные к 

кредитам активы согласно Инструкции об ограничениях кредито- 

вания. Данные положения не распространяются на операции бан- 

ков с НБКР; 

ЧСК - чистый суммарный капитал банка, рассчитываемый согласно Инс- 

трукции по определению стандарта адекватности капитала ком- 

мерческих банков Кыргызской Республики, утвержденной НБКР. 

3.3. Нормативы максимального размера риска по межбанковским размещениям К 1.3 и К 1.4, рассчитываются по формуле: 

 

К 1 = МР / ЧСК x 100%, где: 

 

МР - денежные средства (в сомовом выражении), размещенные банком 

в другом коммерческом банке (как резиденте, так и нерезиден- 

те Кыргызской Республики) на корреспондентских счетах "ност- 

ро", а также в виде краткосрочных межбанковских размещений 

сроком до 7 дней (из которых следует вычесть ту часть, кото- 

рая равна сумме размещенных под залог ценных бумаг Прави- 

тельства Кыргызской Республики и государств, являющихся чле- 

нами Организации Экономического Развития и Сотрудничества 

(ОЭРС), Национального банка Кыргызской Республики и цент- 

ральных (национальных) банков государств членов ОЭРС или 

твердой валюты(*)); 

ЧСК - чистый суммарный капитал банка на отчетную дату. 

(*) Валюты стран, подписавших 8-ю статью "Статей соглашения" с МВФ. 

3.4. Максимально допустимое значение норматива К 1.1 - не более 20% и норматива К 1.2 - не более 15%. Максимально допустимое значение норматива К 1.3 - не более 30% и норматива К 1.4 - не более 15%. 

3.5. Банки считаются связанными при наличии хотя бы одного из критериев, согласно которым задолженность различных заемщиков суммируется и рассматривается, как единый риск. 

3.6. При расчете нормативов К 1.3 и К 1.4 не учитываются средства на корреспондентском счете в НБКР, а также размещенные в тех коммерческих банках, рейтинг которых выше, чем максимальная категория В, присваиваемая следующими рейтинговыми агентствами: Moody's Investors Servise (США), Standard & Poors (США), Duff & Phelps (США), FitchIBCA (Великобритания), Thomson Bank Watch-BREE (Великобритания), Nippon Investment Servise (Япония). 

3.7. Вся задолженность различных заемщиков при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика должна суммироваться и рассматриваться как единая совокупная задолженность, если невозврат задолженности одним заемщиком неминуемо повлечет за собой проблемы с возвратностью задолженности другого заемщика. При этом, рассматривая задолженность различных заемщиков на предмет суммирования их как единого риска, как минимум, следует учитывать степень взаимосвязанности заемщиков, состояние отрасли, в которую выданы денежные средства, кредитную историю заемщиков в этих отраслях, прогнозные условия погашения задолженности и т.д. 

3.8. Различная задолженность суммируется и рассматривается как единый риск, при наличии одного из следующих критериев: 

а) имеет место общий контроль и перекрестные гарантии. Под "общим контролем" здесь подразумевается то, когда: 

- один заемщик контролируется другим заемщиком; 

- несколько заемщиков контролируются одним и тем же лицом. 

Для заемщиков - банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР, определение понятия "контроль" определены Инструкциями НБКР "Об ограничениях операций с инсайдерами" и "Об ограничениях операций с аффилированными компаниями", и перекрестные гарантии. Для других заемщиков понятие "контроль" означает способность оказывать влияние на управление компанией, в том числе путем влияния на выборы большинства членов Совета компании. Контроль может осуществляться, в частности, через владение наибольшей долей оплаченного уставного капитала компании, владение наибольшей долей выпущенных компанией акций с правом голоса, либо каким-либо иным способом, позволяющим влиять на принятие управленческих решений компании; 

б) имеется значительная финансовая взаимозависимость. Значительная финансовая взаимозависимость, в том числе и через договоренности о взаимном сотрудничестве, существует, как правило, если 50 или более процентов годового валового дохода/расхода или других поступлений и платежей одного заемщика произошли в результате сделок с другим заемщиком; 

в) для возврата задолженности используется один и тот же источник, включая вторичный источник погашения (залоговое обеспечение). 

Для банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР: 

г) помимо соглашения о прямых корреспондентских отношениях, между ними заключены и действуют какие-либо договора (соглашения) о взаимном сотрудничестве (совместной деятельности). 

3.9. При оценке возможного риска невозврата, заложенного в том или ином виде задолженности, необходимо основываться на качественных показателях. Количественные показатели могут использоваться исключительно только в тех случаях, когда у лиц, рассматривающих кредиты, после оценки всех качественных показателей возникли какие-либо сомнения. В этом случае для разрешения этих сомнений можно прибегнуть к количественным показателям. 

3.10. В случае, если в соответствии с подпунктом 3.8 суммируется задолженность нескольких заемщиков, которые имеют наименьшую долю участия в уставном капитале банка, суммарная совокупная задолженность таких заемщиков, рассматриваемая как единый риск, не должна превышать значение норматива максимального размера риска на одного заемщика, установленное для заемщиков. 

3.11. Выдача банком средств, приравниваемых по своей сути к кредитным заменителям (как отдельному заемщику, так и связанным с ним лицам и компаниям), в объемах, превышающих значения норматива К 1, является нарушением банковского законодательства и нормативных актов НБКР. 

3.12. Для целей контроля соблюдения по совокупной задолженности экономических нормативов и других требований, задолженность в иностранной валюте учитывается в сомах. Определение сомового эквивалента совокупной задолженности в иностранной валюте осуществляется по учетному курсу НБКР. 

 

Требования по ограничению риска концентрации 

 

4. Максимальный размер риска по крупным кредитам 

 

4.1. Совокупная задолженность одного заемщика, равная или превышающая 10 процентов от чистого суммарного капитала банка, является "крупным" кредитом. 

4.2. Суммарная задолженность по всем "крупным" кредитам не должна превышать чистый суммарный капитал банка более чем в 5 раз. 

 

5. Максимальный размер риска по кредитам, необеспеченным залогом 

 

5.1. Совокупный размер кредитов без залогового обеспечения не должен превышать 50 процентов от размера чистого суммарного капитала банка. 

 

6. Максимальный размер риска по сделкам с инсайдерами 

 

6.1. Совокупная задолженность инсайдеров банка перед банком не должна превышать 60 процентов от размера чистого суммарного капитала банка. 

 

7. Максимальный размер риска по предусмотренным сделкам с 

аффилированными компаниями 

 

7.1. Совокупный размер предусмотренных сделок банка со всеми аффилированными компаниями не должен превышать 60 процентов от размера чистого суммарного капитала банка. 

 

8. Максимальный размер риска по сделкам с инсайдерами и по 

предусмотренным сделкам с аффилированными компаниями 

 

8.1. Совокупная задолженность инсайдеров банка и размер предусмотренных сделок банка со всеми аффилированными компаниями не должна превышать 60 процентов от размера чистого суммарного капитала банка. 

 

9. Максимальный размер инвестиций в небанковские компании. 

 

9.1. Максимальный размер инвестиций (включая любые другие финансовые вложения и кредиты) в каждую небанковскую компанию устанавливается в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 настоящих Правил. 

9.2. Совокупный размер инвестиций (включая любые другие финансовые вложения и кредиты) банка во все небанковские компании не должен превышать 60 процентов от размера чистого суммарного капитала банка. 

9.3. В случае, если банк выдает кредит небанковской компании, в которую он инвестировал собственные средства, то размер данных инвестиций (включая любые другие финансовые вложения) при расчете норматива К 1 должны суммироваться с размером выдаваемого кредита. 

 

10. Максимальный размер инвестиций в банковские помещения 

(основные средства) 

 

10.1. Инвестиции банка в банковские помещения (основные средства) не должны превышать оплаченный уставный капитал банка. 

 

11. Адекватность (достаточность) капитала (К 2) 

 

11.1. Норматив адекватности капитала определяется посредством расчета трех коэффициентов: 

К 2.1 - коэффициент адекватности суммарного капитала (КАСК); 

К 2.2 - коэффициент адекватности капитала Первого уровня (КАКПУ); 

К 2.3 - коэффициент левеража. 

11.2. Левераж - это отношение чистого суммарного капитала к суммарным активам банка. Коэффициент левеража рассчитывается по формуле: 

 

К 2.3 = ЧСК / СА x 100%, где: 

 

ЧСК - чистый суммарный капитал банка; 

СА - суммарные активы банка. 

Значение норматива К 2.3 необходимо поддерживать на уровне не менее 8%. 

11.3. Расчет коэффициентов К 2.1 и К 2.2 производится согласно Инструкции по определению стандарта адекватности капитала коммерческих банков Кыргызской Республики. 

Значение норматива К 2.1 необходимо поддерживать на уровне не менее 12%. 

Значение норматива К 2.2 необходимо поддерживать на уровне не менее 6%. 

 

12. Норматив ликвидности банка - К 3 

 

12.1. Норматив ликвидности банка определяется по формуле: 

 

К 3 = ЛА / ОБ, где: 

 

ЛА - ликвидные активы. 

К ликвидным активам банка относят следующие виды активов: 

- наличные денежные средства в кассе банка в национальной и иностранной валюте; 

- средства на корреспондентских счетах в банках, за вычетом суммы, выступающей обеспечением; 

- казначейские векселя и другие высоколиквидные ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики и Национальным банком Кыргызской Республики (далее - высоколиквидные ценные бумаги), за вычетом заложенных. Данные ценные бумаги при подсчете норматива ликвидности учитываются за минусом премии (дисконта) и нереализованной прибыли (убытков); 

- высоколиквидные ценные бумаги, купленные по РЕПО-соглашению. 

ОБ - обязательства банка. К обязательствам банка для расчета норматива ликвидности относятся: 

- депозиты до востребования юридических и физических лиц в национальной и иностранной валюте; 

- любые другие обязательства, включая векселя и другие ценные бумаги, выпущенные банком, а также забалансовые обязательства, расчеты по которым наступают в течение 30 дней после отчетной даты. 

12.2. Особенности расчета норматива ликвидности банка. 

Ценные бумаги, проданные по РЕПО-соглашению, считаются заложенными и подлежат вычету из состава ликвидных активов, а обязательства по РЕПО-соглашениям не включаются в состав обязательств банка. 

Депозиты, принятые банком и являющиеся обеспечением по кредитам предоставленным клиентам, не включаются в состав обязательств банка, если банк имеет необходимые процедуры и систему контроля гарантирующие, что залог не будет изъят до наступления срока возврата кредита. 

12.3. Значение норматива К 3 необходимо поддерживать на уровне не ниже 30%. 

12.4. В целях уменьшения риска неликвидности, руководство банка должно осуществлять ежедневное управление активами и обязательствами. В течение отчетного периода (две рабочие недели) банк должен рассчитывать значения средненедельных, ликвидных активов и краткосрочных обязательств банка (при подсчете средненедельных значений в расчет включаются только рабочие дни) на отчетные даты. Средние показатели подсчитываются по методу расчета среднеарифметических данных. На основе средненедельных данных производится расчет норматива К 3. Банк должен соблюдать норматив К 3 в течение отчетного периода на основе средненедельных данных. 

12.5. Банк должен разработать политику управления риском ликвидности, которая должна, как минимум, учитывать следующие факторы: 

- ежедневное измерение в мониторинг разрывов в сроках погашения активов и обязательств банка для контроля ежедневной потребности в ликвидности и обеспечения выполнения наступивших обязательств; 

- структура и устойчивость депозитной базы; 

- способность заимствовать на денежном рынке; 

- транспарентность при управлении ликвидностью; 

- планирование на случаи кризиса ликвидности; 

- управление ликвидностью в иностранных валютах; 

- внутренний контроль за управлением риском ликвидности. 

12.6. Банки, как минимум, должны установить максимальные разрывы по срокам погашения между финансовыми активами и обязательствами, включая забалансовые обязательства, срок погашения которых наступает через 3 месяца и 1 год, принимая во внимание следующие факторы: 

- размер ликвидных активов и их качество; 

- изменчивость и структуру депозитов; 

- качество активов; 

- забалансовые обязательства; 

- способность заимствовать на рынке. 

12.7. Банки должны осуществлять статистический и поведенческий анализ депозитной базы для определения ее средней продолжительности. 

 

13. Лимит открытой валютной позиции (К 4) 

 

13.1. Расчет лимита открытой валютной позиции производится согласно Инструкции о порядке ведения лимитов открытой валютной позиции уполномоченными коммерческими банками на территории Кыргызской Республики. 

 

14. Норматив максимального размера риска по депозитам физических 

лиц (К 5) 

 

14.1. Норматив максимального размера риска по депозитам физических лиц (К 5) рассчитывается по формуле: 

 

К 5 = ЧСК / ДФЛ x 100%, где: 

 

ЧСК - чистый суммарный капитал банка; 

ДФЛ - депозиты физических лиц, куда включаются срочные и бессроч- 

ные счета физических лиц. 

14.2. Данный норматив, а также его значение, может устанавливаться индивидуально для конкретного банка по решению НБКР. 

 

15. Требования по управлению риском концентрации 

 

15.1. Банк должен идентифицировать и управлять риском концентрации. Риск концентрации - это возможность понести потенциальные потери, которые могут значительно ухудшить финансовое состояние банка, и невозможность проведения текущих операций, возникающие в связи с сосредоточением деятельности с определенными лицами, на определенных видах инструментов, активах и пассивах, отраслях экономики, регионах и странах. Риск концентрации - это не обособленный вид банковского риска, а обобщенный и может включать элементы следующих банковских рисков: кредитного, отраслевого, странового (регионального), в результате сосредоточения деятельности на отдельных видах операций или на отдельных источниках финансирования. 

15.2. Банк должен разработать политику по управлению рисками, включая риск концентрации. В политике по управлению риском концентрации (далее - политика) должны быть учтены следующие вопросы: 

- при работе с индивидуальным клиентом (физическое или юридическое лицо) банк должен рассматривать группу взаимосвязанных лиц как единого клиента и все суммы различных видов активов банка, предоставленных группе взаимосвязанных лиц, должны суммироваться и рассматриваться как единый актив; 

- при привлечении денежных средств банк должен рассматривать группу взаимосвязанных лиц как единого клиента (концентрация привлечения средств от одного клиента может негативно влиять на деятельность банка). Банк должен отразить в политике деятельность, касающуюся источников финансирования, и в своих внутренних документах отразить условия принятия депозитов и других видов обязательств (далее - депозиты), определить размеры крупных депозитов и критерии, когда различные депозиты должны суммироваться и рассматриваться как единый депозит; 

- при вложении денежных средств в различные отрасли экономики банк должен учитывать взаимосвязь различных отраслей экономики. Банк, осуществляя свою деятельность, в определенных отраслях экономики, областях и странах подвергается различным видам рисков. Ухудшение ситуации в данных отраслях экономики, областях и странах подвергает банк риску потерь из-за невозврата и оттока размещенных и привлеченных денежных средств банка. Одним из основных критериев, от которых будет зависеть размер таких убытков, является степень риска концентрации; 

- размеры различных видов залога должны оцениваться банком. Концентрация риска проявляется при сосредоточении в банке одного вида залогового обеспечения по кредитам. При этом стоимость залога и состояние бизнеса клиента могут быть абсолютно несвязанными; 

- банк должен проводить анализ каждого финансового инструмента для выявления его характерных особенностей, в силу которых он несет в себе риски различного вида, которые могут привести к потерям; 

- взаимосвязи различного вида рисков и их воздействие на риск концентрации должны оцениваться банком. При взаимодействии различного вида рисков риск концентрации может увеличиваться (например, девальвация национальной валюты клиента-импортера может повысить степень его риска невозврата и страновой риск, и в целом, также повышается риск концентрации); 

- при управлении риском концентрации банк должен оценивать эффективность диверсификации своей деятельности. 

15.3. Совет директоров и Правление банка должны иметь сведения о риске концентрации всех видов деятельности банка. Система измерения риска концентрации должна объединять подверженность риску концентрации, возникающую из различных видов деятельности банка. Банк для определения, принятого банком риска концентрации, как минимум, должен измерять следующие позиции: 

а) размеры вложений средств банка: 

- в определенные виды активов; 

- индивидуальному клиенту, связанному с банком и не связанному с банком; 

- в определенную отрасль экономики; 

- в область (регион) республики; 

- в страну; 

б) размеры определенных видов обязательств; 

в) размеры различных видов залогов. 

15.4. Банком должна быть установлена система ограничений риска концентрации, которая количественно определяла бы размер предельно допустимого для банка риска концентрации и эта система должна периодически пересматриваться. Банком должны быть, как минимум, установлены следующие ограничения риска концентрации: 

- ограничения, связанные с концентрацией на отдельных финансовых инструментах; 

- определенные виды активов в удельном весе от суммы всех активов; 

- определенные виды пассивов в удельном весе от суммы всех пассивов; 

- кредиты и приравненные к ним активы (согласно Инструкции НБКР об ограничениях кредитования), предоставленные одному индивидуальному клиенту, связанному с банком, в удельном весе от чистого суммарного капитала. Установленное банком значение ограничения не должно нарушать значение нормативов, установленных настоящими Правилами; 

- кредиты и приравненные к ним активы, предоставленные индивидуальному клиенту, не связанному с банком, в удельном весе от чистого суммарного капитала. Установленное банком значение ограничения не должно нарушать значение нормативов, установленных настоящими Правилами; 

- инвестиции, кредиты и приравненные к ним активы, вложенные в одну область в удельном весе от всех активов; 

- инвестиции, кредиты и приравненные к ним активы, вложенные в одну страну в удельном весе от всех активов; 

- инвестиции, кредиты и приравненные к ним активы, вложенные в одну отрасль экономики в удельном весе от всех активов; 

- десять наиболее крупных кредитов и приравненных к ним активов, предоставленных банком своим клиентам в удельном весе от всех предоставленных банком кредитов; 

- десять наиболее крупных кредитов и приравненных к ним активов, предоставленных банком своим инсайдерам и аффилированным компаниям, в удельном весе от всех предоставленных банком кредитов; 

- депозиты физических лиц в удельном весе от всех привлеченных депозитов; 

- определенные виды обязательств, привлеченных банком из одной отрасли экономики, в удельном весе от суммы всех обязательств банка; 

- десять наиболее крупных источников финансирования банка в удельном весе от суммы всех обязательств банка; 

- определенные виды залогового обеспечения по кредитам в удельном весе от суммы всех залоговых обеспечений. 

Отрасль экономики определяется в зависимости от вида экономической деятельности хозяйствующего субъекта, приводящей к получению однородного набора продукции (товара или услуг). Банк должен установить ограничения риска концентрации по следующим основным отраслям экономики (в соответствии с Государственным классификатором видов экономической деятельности (ГКВЭД)): 

- Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 

- Рыбное хозяйство, рыбоводство; 

- Горнодобывающая промышленность; 

- Обрабатывающая промышленность; 

- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 

- Строительство; 

- Торговля, ремонт автомобилей, изделий домашнего пользования; 

- Гостиницы, рестораны; 

- Транспорт и связь; 

- Финансовая деятельность; 

- Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям; 

- Государственное управление;: 

- Образование; 

- Здравоохранение и социальные услуги; 

- Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги; 

- Услуги по ведению домашнего хозяйства; 

- Деятельность экстерриториальных организаций. 

15.5. Банк, как минимум, ежемесячно должен отслеживать уровень риска концентрации во всех формах его проявления, осуществлять анализ текущей ситуации и планировать деятельность по управлению риском (аналитические отчеты, таблицы, графики и диаграммы), и все это должно представляться руководству банка. Руководство банка должно периодически пересматривать политику управления риском концентрации. 

15.6. Информация по управлению риском концентрации должна быть максимально раскрыта при публикации финансовой отчетности, включая количественные показатели размера риска концентрации, принятого банком. 

 

V. Порядок расчета и представления сведений 

о соблюдении экономических нормативов 

и других требований 

 

1. Расчет экономических нормативов К 1, К 2, К 4, К 5 и других требований производится ежедневно. Расчет экономических нормативов К 3 производится на основе средненедельных данных. 

2. В случае, если чистый суммарный капитал (ЧСК) или чистый капитал Первого уровня (ЧКПУ) имеют отрицательные значения или равны нулю, экономические нормативы и требования, при вычислении которых используются значения ЧСК и ЧКПУ не рассчитываются и считается, что данные экономические нормативы истребования не соблюдаются. 

3. Сведения о соблюдении экономических нормативов К 1, К 2, К 3, К 4, К 5 представляются в Управление банковского надзора НБКР до 16 часов двенадцатого числа каждого месяца (соответственно по состоянию на первое число). При этом сведения о соблюдении экономических нормативов: 

а) К 1, К 2, К 3, К 5 представляются по форме Приложения 1 к настоящим Правилам; 

б) расчет норматива К 2 представляется по формам Приложений к Инструкции по определению стандарта адекватности капитала коммерческих банков Кыргызской Республики; 

4. Сведения о соблюдении экономического норматива К 4 представляются ежедневно. 

5. Сведения о соблюдении экономических нормативов должны быть подписаны Председателем Правления банка (Президентом), либо другим лицом, официально имеющим право первой подписи, а также лицом, ответственным за подготовку и представление сведений. 

6. Коммерческие банки, у которых отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности, расчет экономических нормативов и других требований не производят. 

 

VI. Контроль за соблюдением экономических нормативов 

и порядком представления сведений 

 

1. Контроль за соблюдением коммерческими банками экономических нормативов и других требований осуществляется Управлением банковского надзора Национального банка Кыргызской Республики. 

2. Коммерческие банки должны соблюдать все экономические нормативы, за исключением К 3 ежедневно. Норматив К 3 должен соблюдаться в течение отчетного периода. Проверка соблюдения коммерческими банками экономических нормативов и других требований, которые должны рассчитываться ежедневно, может производиться по состоянию на любую дату на основании бухгалтерского баланса. 

3. В случае несоблюдения коммерческим банком экономических нормативов и других требований Национальный банк Кыргызской Республики применяет к банку меры воздействия в соответствии с законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и соответствующими нормативными актами НБКР. 

4. В случае непредставления сведений о соблюдении экономических нормативов и других требований в сроки, которые установлены настоящими Правилами или в случае представления недостоверных и/или неполных сведений, Национальный банк Кыргызской Республики на основании законов Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", а также нормативных актов НБКР применяет к банку соответствующие меры воздействия. 

 

 

Приложение 1 

 

┌─────────────┬────────┬─────────┬───────────┬─────────────┬──────────┐ 

Наименование Обозна- Расчет ФактическоеУстановленноеОтклонение│ 

экономических чение норматива значение значение от уста- │ 

нормативов и норматива норматива новленного│ 

требований норматива │ 

├─────────────┼────────┼─────────┼───────────┼─────────────┼──────────┤ 

Максимальный К 1.1 СЗ 20% │ 

размер риска ЧСК │ 

на одного К 1.2 СЗ(*) 15% │ 

заемщика ЧСК │ 

К 1.3 МР Не более 30% │ 

ЧСК │ 

К 1.4 МР(*) Не более 15% │ 

ЧСК │ 

Норматив К 2.1 ЧСК Не менее 12% │ 

адекватности ЧРА │ 

капитала К 2.2 ЧКПУ Не менее 6% │ 

ЧРА │ 

К 2.3 ЧСК Не менее 8% │ 

СА │ 

Норматив К 3 ЛА Не менее 30% │ 

ликвидности ОБ │ 

Максимальный К 5 ЧСК Согласно │ 

размер риска ДФЛ нормативным │ 

на депозиты актам НБКР │ 

физических │ 

лиц │ 

└─────────────┴────────┴─────────┴───────────┴─────────────┴──────────┘ 

ЛА - Ликвидные активы; 

ОБ - Обязательства банка; 

Норматив К 3 = ЛА / ОБ. 

 

┌──────────────────┬────────┬────────┬─────────────┬────────┬─────────┐ 

Средние значения 1 неделя2 неделя 3 неделя4 неделя │ 

за отчетный период │ 

├──────────────────┼────────┼────────┼─────────────┼────────┼─────────┤ 

1 2 3 4 5 6 │ 

└──────────────────┴────────┴────────┴─────────────┴────────┴─────────┘ 

г.Бишкек 

от 26 сентября 2001 года N 36/12 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

О новой редакции Инструкции "О порядке 

проведения платежей по межбанковской гроссовой 

системе расчетов" 

 

Рассмотрев представленную Управлением платежных систем новую редакцию Инструкции "О порядке проведения платежей по межбанковской гроссовой системе расчетов", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить новую редакцию "Инструкции о порядке проведения платежей по межбанковской гроссовой системе расчетов" (прилагается) и ввести ее в действие с 1 ноября 2001 г. 

2. Признать утратившим силу постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики N 1/14 от 24 января 2001 г. 

3. Управлению платежных систем Национального банка Кыргызской Республики довести настоящее постановление до сведения подразделений Национального банка Кыргызской Республики, коммерческих банков Кыргызской Республики, Национальной Автоматизированной Клиринговой Палаты и АООТ "Расчетно-сберегательная компания" в срок до 5 октября 2001 года. 

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Оморова Ж.Д., заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики. 

 

Председатель Правления Национального 

банка Кыргызской Республики У.Сарбанов 

Утверждена 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 26 сентября 2001 года N 36/12 

 

ИНСТРУКЦИЯ 

о порядке проведения платежей по межбанковской 

гроссовой системе расчетов 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Основными положениями по организации платежной системы в Кыргызской Республике, Положением о межбанковских клиринговой и гроссовой системах Кыргызской Республики и другими нормативными актами Национального банка Кыргызской Республики и устанавливает порядок операций по подготовке, передаче платежных документов при проведении платежей по межбанковской гроссовой системе расчетов. 

1.2. Межбанковская гроссовая система расчетов представляет собой систему, в которой операции по списанию и зачислению денежных средств по корреспондентским счетам банков-участников, открытым в Национальном банке Кыргызской Республики, производится по каждому отдельному платежному документу при наличии достаточных средств на корреспондентском счете банка-плательщика. 

1.3. Для передачи информации при проведении платежей по межбанковской гроссовой системе расчетов могут использоваться платежные документы: 

- на бумажных носителях - платежные поручения; 

- электронные платежные документы, переданные по системе SWIFT свифтовые сообщения (применяются для проведения расчетов между банками-участниками системы SWIFT). 

1.4. Термины и определения, используемые в настоящей Инструкции, соответствуют терминам и определениям, приведенным в "Основных положениях по организации платежной системы в Кыргызской Республике", утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики N 20/7 от 25 марта 1999 года. 

1.5. Национальный банк Кыргызской Республики обеспечивает банку-участнику получение сведений о текущем состоянии его корреспондентского счета. 

1.6. Для осуществления проведения платежей по межбанковской гроссовой системе с использованием платежных поручений, банк-участник оформляет доверенность своему доверенному лицу, дающую право указанному лицу передавать и принимать платежное поручение на бумажных носителях от имени банка-участника. Доверенность оформляется в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики. 

1.7. Банк-участник хранит в своем архиве все платежные документы, проведенные по межбанковской гроссовой системе расчетов, в течение сроков хранения, установленных законодательством Кыргызской Республики и нормативными актами Национального банка Кыргызской Республики. 

1.8. Взаимоотношения между Национальным банком Кыргызской Республики и банком-участником, в том числе обязанности, ответственность и порядок оплаты за предоставление услуг межбанковской гроссовой системы расчетов, регулируются законодательством Кыргызской Республики, нормативными актами Национального банка Кыргызской Республики и соответствующим двусторонним договором. 

1.9. Взаимоотношения между банком-участником и клиентом, в том числе обязанности по исполнению платежных документов, по возврату ошибочно зачисленных денежных средств, ответственность и порядок оплаты за предоставление платежных услуг, регулируются законодательством Кыргызской Республики, нормативными актами Национального банка Кыргызской Республики, Положением "О безналичных расчетах Кыргызской Республики" и соответствующим двусторонним договором. 

1.10. Технические риски, связанные с использованием системы SWIFT для передачи информации при проведении платежей по межбанковской гроссовой системе расчетов, несут банки-участники системы SWIFT в соответствии с требованиями и процедурами, разработанными SWIFT, а также условиями договора о выполнении взаимных обязательств между Национальным банком Кыргызской Республики и участником гроссовой системы расчетов Кыргызской Республики. 

 

2. Регламент работы 

 

2.1. Платежные документы для проведения платежей по межбанковской гроссовой системе расчетов принимаются Национальным банком Кыргызской Республики с 10:00 до 12:00 часов и с 13:00 до 16:00 часов текущего операционного дня. Платежные документы по расчетам с Центральным Казначейством принимаются Национальным банком Кыргызской Республики с 10:00 до 12:00 часов и с 13:00 до 16:30 часов текущего операционного дня. 

2.2. В период времени с 13:00 часов текущего операционного дня до завершения окончательного расчета по итоговым чистым позициям межбанковского клиринга операции по списанию денежных средств с корреспондентских счетов банков-участников не производятся. Исключением являются операции по оплате межбанковских сделок, заключенных в электронных торговых системах НБКР, в период времени с 10:00 до 13:00 часов текущего операционного дня, в соответствии со сведениями, представленными Управлением денежно-кредитных операций Национального банка Кыргызской Республики. Управление бухгалтерского учета и отчетности Национального банка Кыргызской Республики информирует участников платежной системы о завершении окончательного расчета по итоговым чистым позициям. 

2.3. В случае, если оплата межбанковской сделки, заключенной в электронных торговых системах НБКР, будет проводиться не по межбанковской гроссовой системе расчетов, банк-участник уведомляет Управление платежных систем Национального банка Кыргызской Республики о данной сделке в письменной форме, заверенной подписью ответственного лица, не позднее 13:15 текущего операционного дня. 

 

3. Порядок проведения платежей 

 

3.1. Для проведения платежа по межбанковской гроссовой системе расчетов банк-плательщик передает в Управление бухгалтерского учета и отчетности Национального банка Кыргызской Республики: 

- платежное поручение в пяти экземплярах; 

- свифтовое сообщение - в одном экземпляре в соответствии с требованиями и процедурами, разработанными SWIFT. 

3.2. Платежные поручения принимаются Национальным банком Кыргызской Республики только от доверенных лиц банка-плательщика. 

3.3. Платежные документы от банка-плательщика принимаются Национальным банком Кыргызской Республики только при наличии кредитового остатка на его корреспондентском счете, существующего на момент предъявления платежного документа и достаточного для проведения платежа. 

3.4. Во всех платежных документах в поле "Назначение платежа" в начале текста банк-плательщик указывает слово "Гросс". 

3.5. Если в поле "Назначение платежа" указана покупка или продажа государственных казначейских векселей, а также нот Национального банка Кыргызской Республики, то Национальный банк Кыргызской Республики принимает платежный документ только при наличии поручения первичного дилера или депо поручения, заверенного Управлением денежно-кредитных операций Национального банка Кыргызской Республики. 

3.6. Национальный банк Кыргызской Республики возвращает платежный документ без исполнения: 

а) в случае обнаружения ошибок в платежном документе, таких как неправильно указанные номера корреспондентских счетов и т.п.; 

б) в случае обнаружения подделки платежного поручения (несоответствие печати, подписей должностных лиц, заявленных в образцах и т.п.); 

в) при отсутствии средств на корреспондентском счете в размере, достаточном для проведения платежа; 

г) в иных случаях, предусмотренных законодательством. 

3.7. В случае обнаружения ошибок в платежном документе по причинам, указанным в подпунктах а), б) и г) пункта 3.6 настоящей Инструкции, Национальный банк Кыргызской Республики: 

- возвращает платежное поручение без исполнения доверенному лицу банка-плательщика под роспись в журнале регистрации с указанием даты, времени и причины возврата; 

- по электронным платежным документам, переданным банками по системе SWIFT, формирует и передает банку-плательщику сообщение свободного формата о непринятии платежа с указанием даты, времени и причины возврата. 

3.8. Если причиной возврата является отсутствие средств на корреспондентском счете, банку-плательщику выдается уведомление (приложение 1). Уведомление о возврате платежного поручения изготавливается в двух экземплярах, заверяется подписью контролера, подписью и оттиском личного штампа ответственного исполнителя Управления бухгалтерского учета и отчетности Национального банка Кыргызской Республики, а также подписью доверенного лица банка-плательщика. Первый экземпляр передается банку-плательщику, второй экземпляр хранится в Национальном банке Кыргызской Республики. 

По электронным платежным документам, переданным банками по системе SWIFT, Управление бухгалтерского учета и отчетности Национального банка Кыргызской Республики формирует и передает банку-плательщику свифтовое сообщение свободного формата о непринятии платежа с указанием даты, остатка средств на корреспондентском счете на момент времени не принятия документа к исполнению и причины возврата. 

3.9. Операции по списанию денежных средств со счета банка-плательщика и зачислению денежных средств на счет банка-получателя производятся Национальным банком Кыргызской Республики немедленно после принятия к оплате от банка-плательщика платежных документов. 

3.10. Операции по корреспондентским счетам банков-участников считаются завершенными после зачисления денежных средств на счет банка-получателя в межбанковской гроссовой системе расчетов и: 

- при наличии подписи контролера, подписи и оттиска личного штампа ответственного исполнителя Управления бухгалтерского учета и отчетности Национального банка Кыргызской Республики на всех экземплярах платежных поручений; 

- отправки банкам-участникам подтверждающего сообщения установленной формы, переданного по системе SWIFT. 

3.11. После завершения зачисления денежных средств на счет банка-получателя платежный документ не может быть отозван банком-плательщиком, а платеж по этому платежному документу с этого момента является безотзывным. 

3.12. После проведения операций по корреспондентским счетам банков-участников первый и второй экземпляры платежного поручения и мемориального ордера остаются в Национальном банке Кыргызской Республики. Третий экземпляр платежного поручения и мемориального ордера остается у банка-плательщика. Четвертый и пятый экземпляры платежного поручения и мемориального ордера передаются банку-получателю. 

3.13. Платежный документ считается переданным банку-участнику с момента: 

- времени, указанного доверенным лицом банка-участника на втором экземпляре каждого платежного поручения; 

- времени отправки подтверждающего сообщения установленной формы, переданного по системе SWIFT. 

3.14. Банки-участники получают поступившие в их адрес платежные поручения в течение текущего операционного дня в Управлении бухгалтерского учета и отчетности Национального банка Кыргызской Республики. Доверенное лицо банка-получателя заверяет подписью второй экземпляр каждого платежного поручения с указанием текущей даты и времени. 

Банк-отправитель, использовавший при проведении платежей электронный платежный документ, переданной по системе SWIFT, производит передачу приложений (платежных поручений клиентов) банку-получателю не позднее 9-00 часов следующего рабочего дня через Управление бухгалтерского учета и отчетности Национального банка Кыргызской Республики. 

3.15. Банк-получатель, получивший платежный документ с какими-либо ошибками, такими как неправильно указанный номер счета получателя и т.п. или не по назначению, обязан не позднее 15:00 часов следующего операционного дня произвести обратный перевод денежных средств на корреспондентский счет банка-плательщика, одновременно уведомив Управление бухгалтерского учета и отчетности Национального банка Кыргызской Республики о данном факте с описанием существа обнаруженных ошибок. 

 

 

Приложение 1 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ 

 

Ваше платежное поручение N ______ от "___" _________ 20__ года в сумме ___________________ сомов __________________ тыйынов не принято к оплате, в связи с отсутствием средств на Вашем счете. Остаток средств на Вашем счете на момент времени ЧЧ:ММ:СС составляет __________________ ____________________ сомов ___________________________________ тыйынов. 

 

Подпись ответисполнителя НБКР ________________ 

 

Подпись доверенного лица 

банка-плательщика ________________ 

 

Подпись контролера НБКР ________________