Вернуться назад

 

Журнал № 9-10 за 2006 г. 

 

1. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики № 24/5 от 9 августа 2006 года О внесении изменений и дополнений в "Правила регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике"; 

(Ресгистрационный номер МЮ КР № 94-06 от 28.08.06 г.) 

2. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики № 25/3 от 6 сентября 2006 года « О внесении изменений и дополнений в "Правила регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике"; 

(Ресгистрационный номер МЮ КР № 102-06 от 02.10.06 г.) 

3. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики № 25/4 от 6 сентября 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Положение "О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики"; 

(Регистрационный номер МЮ КР № 87-06 от 07.08.06 г.) 

 

 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

28 августа 2006 года. Регистрационный номер 94-06 

 

г.Бишкек 

от 9 августа 2006 года N 24/5 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

О внесении изменений и дополнений в "Правила 

регулирования деятельности кредитных союзов 

в Кыргызской Республике" 

 

В целях дальнейшего развития системы регулирования и надзора за кредитными союзами, рассмотрев предлагаемые изменения и дополнения в "Правила регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить предлагаемые изменения и дополнения в "Правила регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике", утвержденные постановлением Правления НБКР от 4 мая 2005 года N 14/2 (рег. номер МЮ КР N 73-05 от 6 июня 2005 года) (прилагается). 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом в установленном порядке провести государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

 

Опубликовано в журнале "Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики", N 9-10, 2006 г. 

 

4. Управлению надзора за небанковскими учреждениями довести настоящее постановление до сведения областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

5. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике публикации (наименование издания, его номер и дата). 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя НБКР Джаныбекову С.Э. 

 

Председатель Правления Национального 

банка Кыргызской Республики М.Алапаев 

 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 9 августа 2006 года N 24/5 

 

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ 

в Правила регулирования деятельности кредитных 

союзов в Кыргызской Республике 

 

Внести в Правила регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике, утвержденные постановлением Правления НБКР N 14/2 от 4 мая 2005 года, зарегистрированные Министерством юстиции Кыргызской Республики 6 июня 2005 года, регистрационный номер 73-05, следующие изменения и дополнения: 

1. В подпункте 3.1.3. пункта 3.1. исключить слова: "за исключением норматива максимального размера риска на одного заемщика (Н2)". 

2. В конце подпункта 3.1.3. пункта 3.1. добавить новое предложение следующего содержания: 

"К моменту подачи заявления на получение лицензии на право привлечения депозитов от своих участников и/или к моменту получения кредита от ОсОО "Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов в Кыргызской Республике", кредитные союзы должны привести свою деятельность в соответствие с экономическими нормативами НБКР, установленными в подпункте 3.1.2.". 

3. В пункте 5.1 исключить следующее предложение: "Данный норматив распространяется на кредитные союзы, имеющие задолженность перед ОсОО "Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов в Кыргызской Республике". 

4. Второй абзац пункта 5.1 заменить на новый абзац следующего содержания: 

"При расчете норматива максимального размера внешних заимствований кредитного союза в сумму внешних заимствований включаются заимствования кредитного союза у финансово-кредитных учреждений, лицензируемых и регулируемых НБКР, а также правительственных органов, международных финансовых институтов и из других внешних источников, оформленные в соответствии с законодательством КР". 

5. Пункт 5.2 дополнить подпунктом 5.2.4 следующего содержания: 

"Кредитные союзы, не привлекающие депозиты от своих участников и не имеющие задолженности перед ОсОО "Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов в Кыргызской Республике" должны установить максимальный размер риска на одного заемщика в своей кредитной политике, которая утверждается Общим собранием участников". 

Подпункты 5.2.4., 5.2.5. и 5.2.6. пункта 5.2 считать соответственно подпунктами 5.2.5., 5.2.6. и 5.2.7. 

6. В подпункте 5.2.5. пункта 5.2. перед первым предложением добавить новое предложение следующего содержания: 

"Кредитному союзу запрещается выдавать кредиты участникам для внесения в капитал кредитного союза". 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

2 октября 2006 года. Регистрационный номер 102-06 

 

г.Бишкек 

от 6 сентября 2006 года N 25/3 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

Об утверждении "Временного положения 

о ссудно-сберегательных жилищно-строительных 

кассах в Кыргызской Республике" 

 

Рассмотрев проект "Временного положения о ссудно-сберегательных жилищно-строительных кассах в Кыргызской Республике", руководствуясь статьями 7, 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", статьей 4 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", статьей 43 Закона Кыргызской Республики "О залоге", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить "Временное положение о ссудно-сберегательных жилищно-строительных кассах в Кыргызской Республике" (прилагается). 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом в установленном порядке провести государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики и последующего официального опубликования. 

 

Опубликовано в журнале "Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики", N 9-10, 2006 г. 

 

4. После опубликования зарегистрированного нормативного акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике публикации (наименование издания, его номер и дата). 

5. Признать утратившими силу постановление Правления НБКР "Об утверждении Временного положения о ссудно-сберегательных жилищно-строительных кассах в Кыргызской Республике" от 29.08.2001 года N 32/4 и постановление Правления НБКР "Об утверждении Временного положения о ссудно-сберегательных жилищно-строительных кассах в Кыргызской Республике" от 25.05.2006 г. N 15/3. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя НБКР Джаныбекову С.Э. 

 

Председатель Правления Национального 

банка Кыргызской Республики М.Алапаев 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

2 октября 2006 года. Регистрационный номер 102-06 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 6 сентября 2006 года N 25/3 

 

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 

о ссудно-сберегательных жилищно-строительных 

кассах в Кыргызской Республике 

 

Глава I. Общие положения 

Глава II. Создание ссудной кассы 

Глава III. Членство в ссудной кассе 

Глава IV. Операции ссудной кассы 

Глава V. Общее собрание участников 

Глава VI. Правление ссудной кассы 

Глава VII. Кредитный комитет 

Глава VIII. Ревизионная комиссия 

Глава IX. Минимальные требования и регулирование 

Глава X. Реорганизация и/или ликвидация ссудных касс 

 

Глава I 

Общие положения 

 

1. Настоящее Временное Положение (далее - Положение) разработано в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в целях расширения доступа населения к кредитным ресурсам и развития различных форм жилищного кредитования и регулирует порядок создания и деятельность ссудно-сберегательных жилищно-строительных касс (далее - ссудная касса). 

2. Ссудная касса является специализированным кредитным учреждением, деятельность которого направлена на аккумулирование денежных средств участников в специальные жилищно-сберегательные вклады и предоставление его участникам кредитов для индивидуального строительства или покупки жилых домов или квартир. 

Ссудная касса является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, некоммерческой организацией и получает статус юридического лица с момента государственной регистрации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

3. Ссудная касса осуществляет свою деятельность, основываясь на принципах самоконтроля и саморегулирования, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в том числе нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики (далее - НБКР), определяющими особенности деятельности данных специализированных финансово-кредитных учреждений. 

4. НБКР не отвечает по обязательствам ссудной кассы, а ссудная касса не отвечает по обязательствам НБКР. 

5. НБКР выдает лицензии и ведет реестр ссудных касс. Лицензия выдается на неограниченный срок, является именной и не подлежит передаче третьим лицам. 

6. Деятельность юридического лица в качестве ссудной кассы без лицензии НБКР запрещается. За осуществление деятельности ссудной кассой без лицензии, а также во время приостановления ее действия, наступает ответственность, предусмотренная законодательством Кыргызской Республики. 

7. Ссудные кассы могут создавать объединения (ассоциации и союзы) для защиты и представления общих интересов, координации своей деятельности, осуществления совместных проектов и решения иных общих задач и проблем. Деятельность таких объединений осуществляется и регулируется законодательством Кыргызской Республики. 

8. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Положении: 

жилищный сберегательный пай (жилищный сберегательный вклад) - сумма денежных средств, внесенных участником в капитал ссудной кассы, находящихся в распоряжении ссудной кассы; 

капитал - общая сумма оплаченных жилищных сберегательных паев (далее - жилищный пай), резервы и нераспределенная прибыль; 

жилищный кредит - кредит для индивидуального строительства, покупки жилых домов или квартир, выданный участнику ссудной кассы на условиях срочности, возвратности и платности; 

жилищный договор - договор между ссудной кассой и участником, по которому участник после выполнения условий жилищного договора приобретает право на предоставление ему жилищного кредита; 

кредитный договор - договор между ссудной кассой и участником, по которому участник после выполнения условий жилищного договора получает жилищный кредит на условиях (сумма, сроки, график погашения и др.), определяемых общим собранием участников ссудной кассы; 

должностные лица - члены правления, кредитного комитета, ревизионной комиссии и главный бухгалтер, если он является членом вышеуказанных органов управления ссудной кассы. 

 

Глава II 

Создание ссудной кассы 

 

1. Ссудная касса образуется 10 и более физическими лицами в целях решения жилищных проблем. 

2. Для осуществления своей деятельности ссудная касса обязана получить лицензию НБКР в соответствии с Временным положением о лицензировании ссудно-сберегательных жилищно-строительных касс в Кыргызской Республике, утвержденным постановлением Правления НБКР N 15/4 от 25.05.2006 года, регистрационный номер Министерства юстиции КР N 70-06 от 26.06.2006. 

3. Ссудная касса действует на основании устава в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Вступая в ссудную кассу, ее участники принимают обязательство о выполнении требований законодательства Кыргызской Республики, устава и других внутренних документов ссудной кассы. Требования устава обязательны для исполнения всеми участниками и органами управления ссудной кассы. 

4. Устав ссудной кассы должен содержать следующие минимальные положения: 

1) положение о том, что ссудная касса является некоммерческой организацией; 

2) полное и сокращенное наименование ссудной кассы; 

3) определение цели создания ссудной кассы; 

4) минимальные требования для приема новых участников в ссудную кассу; 

5) порядок и условия выхода и исключения участников из ссудной кассы; 

6) порядок хранения и ведения реестра участников ссудной кассы; 

7) минимальный размер жилищного пая, устанавливаемый для вступления в ссудную кассу, но не менее минимального размера, установленного НБКР; 

8) максимальный размер жилищного пая, но не более максимального размера, установленного НБКР; 

9) положения о правах и обязанностях участников ссудной кассы; 

10) порядок работы и принятия решений органами управления и перечень вопросов, относящихся к их компетенции; 

11) положение о том, что лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость, не может быть членом правления, кредитного комитета и ревизионной комиссии; 

12) порядок внесения изменений и дополнений в устав ссудной кассы; 

13) порядок и условия возврата жилищного пая в случаях добровольного выбытия или исключения участника ссудной кассы, досрочного расторжения жилищного договора, прекращения деятельности ссудной кассы, выполнения участником всех обязательств перед ссудной кассой; 

14) порядок и основания для прекращения деятельности ссудной кассы, порядок распределения активов в случае ликвидации; 

15) другие положения, связанные с особенностями деятельности ссудной кассы, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики. 

5. Ссудная касса должна согласовывать с НБКР все изменения и дополнения, вносимые в устав ссудной кассы до их регистрации/перерегистрации в органах юстиции. 

6. При создании и деятельности ссудные кассы, их объединения, не вправе использовать в своем наименовании или символике слова "Национальная", "Центральная", "Кыргызстан", в полном или сокращенном виде, на любом языке и в любом сочетании. Не допускается использование в качестве наименования обозначений, тождественных или сходных до степени их смешения с наименованиями ранее созданных финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком. 

 

Глава III 

Членство в ссудной кассе 

 

1. Участником ссудной кассы может быть любое дееспособное физическое лицо, достигшее совершеннолетия. 

2. Правление ссудной кассы рассматривает заявления о принятии новых членов в ссудную кассу и принимает по ним решения. При соответствии минимальным требованиям, установленным в уставе ссудной кассы, заявителю не может быть отказано в приеме в ссудную кассу. 

3. Ссудная касса должна вести реестр своих участников, который должен быть доступен для ознакомления любому участнику ссудной кассы. Лицо, ответственное за ведение и хранение реестра ссудной кассы, назначается председателем правления ссудной кассы. 

4. Для вступления в ссудную кассу между лицом, подавшим заявление, и ссудной кассой должен быть заключен жилищный договор, после чего участник вносит жилищный пай в сумме, не меньше минимального размера жилищного пая, установленного в уставе ссудной кассы. 

5. При внесении жилищного пая участником ссудной кассы ему выдается документ, подтверждающий внесение денежных средств. 

6. Жилищный договор между участником и ссудной кассой должен включать: 

1) права и обязанности участника и ссудной кассы, возникающие по договору; 

2) условия накопления жилищного пая (сроки, объемы, график накопления и др.); 

3) пункт о том, что по истечении определенного срока и накопления установленной суммы жилищного пая, жилищный кредит участнику будет предоставлен на условиях (сроки, процентные ставки и др.), определенных общим собранием участников; 

4) ответственность сторон договора в случае невыполнения ими своих обязательств; 

5) порядок и условия расторжения и прекращения действия договора; 

6) условия возврата жилищного пая; 

7) пункт об ознакомлении участника с уставом ссудной кассы и настоящим Временным положением. 

Жилищный договор может содержать и другие условия по согласованию сторон. 

7. Участник ссудной кассы имеет право: 

1) участвовать в управлении ссудной кассы в порядке, определенном настоящим Положением и уставом ссудной кассы; 

2) получать полную информацию о деятельности ссудной кассы, в том числе знакомиться с бухгалтерской и другой документацией ссудной кассы; 

3) изъять жилищный пай на условиях и в сроки, оговоренные уставом ссудной кассы и договором между ссудной кассой и участником; 

4) получить жилищный кредит после выполнения условий жилищного договора; 

5) выйти из числа участников ссудной кассы в порядке, установленном уставом; 

6) участники ссудной кассы могут иметь и другие права, предусмотренные законодательством и уставом ссудной кассы. 

8. В случае наличия любого просроченного долга по обязательствам участника перед ссудной кассой, правление имеет право обратить взыскание на жилищный пай участника и/или любые выплаты участнику со стороны ссудной кассы, если таковые предусмотрены договорами, в сумме просроченного долга. 

9. Любые разногласия между участником ссудной кассы, членом органов управления и ссудной кассой должны разрешаться в рамках заключенных договоров и в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

10. Участник ссудной кассы может быть исключен из ссудной кассы только после предварительного его уведомления и предоставления ему права выступить на ближайшем после направления уведомления заседании правления ссудной кассы. При несогласии участника ссудной кассы с решением правления об его исключении, он может обжаловать решение правления на общем собрании участников ссудной кассы, а затем - в судебном порядке. 

 

Глава IV 

Операции ссудной кассы 

 

1. Ссудная касса предоставляет жилищные кредиты участникам в соответствии с порядком и условиями выдачи жилищных кредитов, утвержденными общим собранием участников. 

2. Между ссудной кассой и участником заключается кредитный договор, в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики. Условием заключения кредитного договора между участником и ссудной кассой о получении жилищного кредита является выполнение участником условий жилищного договора. 

3. Суммы предоставленных жилищных кредитов могут быть использованы участником только в целях проведения мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Кыргызской Республики, под которыми понимаются: 

1) приобретение жилья (дома/квартиры), в том числе путем обмена с целью улучшения жилищных условий; 

2) строительство жилья (включая приобретение строительных материалов, земельного участка, оплату подрядных работ). 

4. Жилищный кредит должен быть обеспечен залогом в виде права собственности или иного вещного права на недвижимое или движимое имущество или банковской гарантией. 

5. Ссудная касса обязана проводить все операции, связанные с накоплением жилищных паев и выдачей жилищных кредитов, через счета, открытые в коммерческих банках, лицензируемых НБКР. 

6. Временно свободные средства ссудная касса вправе вкладывать в: (1) государственные ценные бумаги; (2) депозиты финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР. 

7. Ссудная касса, помимо осуществления основной деятельности по накоплению жилищных паев и выдаче жилищных кредитов, для обеспечения своей деятельности также вправе: 

1) изымать и реализовывать заложенное залогодателем имущество в погашение обязательств перед ссудной кассой; 

2) оказывать консультационные и информационные услуги, связанные с основной деятельностью ссудной кассы; 

3) открывать и держать расчетные (депозитные) счета в коммерческих банках; 

4) заимствовать средства у международных финансовых организаций, банков и финансово-кредитных учреждений. 

8. Ссудная касса может приобретать и отчуждать имущество, если это необходимо для обеспечения ее основной деятельности, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

9. Ссудные кассы имеют право только на осуществление операций, ограниченных данным Временным положением. 

 

Глава V 

Общее собрание участников 

 

1. Высшим органом управления ссудной кассы является общее собрание. Годовое общее собрание участников ссудной кассы проводится в срок не позднее трех месяцев со дня окончания финансового года. Помимо годовых общих собраний, могут проводиться внеочередные общие собрания, созываемые по инициативе правления, ревизионной комиссии или не менее одной трети участников ссудной кассы. Порядок проведения общего собрания участников ссудной кассы предусматривается в уставе ссудной кассы. 

2. К компетенции общего собрания участников ссудной кассы относится решение следующих вопросов: 

1) внесение изменений и дополнений в устав ссудной кассы; 

2) утверждение ежегодного бизнес-плана и отчетов об его исполнении; 

3) утверждение годовых результатов деятельности и отчета правления; 

4) утверждение отчета ревизионной комиссии ссудной кассы; 

5) избрание (переизбрание) и отзыв (в том числе досрочный) членов правления, кредитного комитета и ревизионной комиссии, которые могут не являться участниками ссудной кассы; 

6) определение срока полномочий членов органов управления; 

7) определение размеров годового бюджета для найма сотрудников, если такое предусмотрено уставом ссудной кассы; 

8) определение размера вознаграждения членам правления, кредитного комитета и ревизионной комиссии, если такое вознаграждение предусмотрено уставом ссудной кассы; 

9) утверждение политики управления активами и пассивами; 

10) утверждение порядка и условий внесения и накопления жилищных паев (включая соотношение накапливаемых жилищных паев и выдаваемых жилищных кредитов); 

11) утверждение порядка и условий выдачи жилищных кредитов; 

12) создание резервов для покрытия потерь и убытков, а также иных резервов ссудной кассы, если таковые будут формироваться в соответствии с требованиями НБКР, установленными для небанковских финансово-кредитных учреждений; 

13) проведение внешнего аудита, утверждение внешнего аудитора и определение размера вознаграждения; 

14) реорганизация и/или ликвидация ссудной кассы; 

15) другие вопросы, отнесенные уставом ссудной кассы к компетенции общего собрания; 

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников, по решению не менее 2/3 голосов участников ссудной кассы, могут быть переданы для решения иным органам управления ссудной кассы, за исключением вопросов об избрании (переизбрании) и отзыве членов правления, кредитного комитета и ревизионной комиссии, внесении изменений и дополнений в устав, реорганизации и/или ликвидации ссудной кассы. 

3. О предстоящем общем собрании участники извещаются персонально по адресам, указанным в реестре участников ссудной кассы, не позднее тридцати дней до даты проведения общего собрания участников. 

4. Общее собрание признается правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов участников ссудной кассы. Каждый участник ссудной кассы при принятии решений имеет только один голос, независимо от суммы и количества паев. 

5. Участие в общем собрании является персонифицированным. В случае отсутствия по уважительной причине, участник ссудной кассы может назначить голосующего представителя с выдачей ему доверенности, оформленной в порядке установленном законодательством. 

6. Решения на общем собрании принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании участников, за исключением вопросов об избрании (переизбрании) и отзыве членов правления, кредитного комитета и ревизионной комиссии ссудной кассы, требующих не менее 2/3 голосов участников ссудной кассы, присутствующих на собрании участников. 

7. Решение на общем собрании вопросов о внесении изменений и дополнений в устав, реорганизации и/или ликвидации ссудной кассы принимаются, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа участников ссудной кассы. 

 

Глава VI 

Правление ссудной кассы 

 

1. Правление ссудной кассы осуществляет руководство текущей деятельностью ссудной кассы. Правление ссудной кассы несет ответственность за обеспечение адекватной системы управления, направленной на достижение цели деятельности ссудной кассы. 

2. Правление ссудной кассы ежегодно отчитывается перед общим собранием участников ссудной кассы о результатах своей деятельности и деятельности ссудной кассы. 

3. Полномочия правления ссудной кассы включают: 

1) утверждение внутренних процедур по деятельности ссудной кассы, внесение изменений и дополнений в них; 

2) внесение предложений общему собранию участников в отношении политики управления активами и пассивами; 

3) осуществление политики управления активами и пассивами; 

4) подготовку предложений общему собранию по условиям (сроки, объемы и др.) накопления жилищных паев и условиям (процентные ставки, объемы, сроки и др.) предоставления жилищных кредитов; 

5) решение вопросов, связанных с принятием новых и исключением действующих участников из ссудной кассы; 

6) временное назначение членов органов управления, в случае их отставки на срок до ближайшего общего собрания участников; 

7) прием и увольнение нанятых сотрудников, не являющихся членами органов управления, и определение для них размеров оплаты труда; 

8) право инициировать созыв внеочередного общего собрания участников ссудной кассы; 

9) право отменять или пересматривать решения кредитного комитета; 

10) иные полномочия, связанные с текущей деятельностью ссудной кассы, в соответствии с уставом и решениями общего собрания участников. 

4. Правление ссудной кассы должно состоять из нечетного числа участников, но не менее чем из трех. Правление ссудной кассы избирается на срок, определяемый общим собранием участников. Члены правления ссудной кассы в любое время имеют право подать в отставку, представив письменное заявление председателю правления. В этом случае по решению правления ссудной кассы могут быть временно назначены новые члены правления на срок до ближайшего общего собрания ссудной кассы. 

5. Председатель правления ссудной кассы руководит работой правления и другими сотрудниками ссудной кассы. 

6. Правление правомочно решать внесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании участвуют не менее 2/3 членов. Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов правления. В случае одинакового распределения голосов, голос председателя ссудной кассы является решающим. 

7. По результатам заседания правления ссудной кассы должен быть составлен протокол, который подписывается всеми присутствовавшими на заседании членами правления ссудной кассы. 

 

Глава VII 

Кредитный комитет 

 

1. Кредитный комитет рассматривает заявления участников ссудной кассы на получение жилищных кредитов и принимает решения по каждому заявлению. Ни один кредит не должен быть предоставлен без одобрения большинства членов кредитного комитета. 

2. Все решения кредитного комитета оформляются в письменной форме и подписываются всеми членами кредитного комитета, участвовавшими на заседании. 

3. Кредитный комитет должен собираться так часто, как это потребуется для рассмотрения заявок участников ссудной кассы на получение жилищных кредитов. 

4. В состав кредитного комитета должно входить нечетное количество человек, но не менее трех. Кредитный комитет избирается на срок, определяемый общим собранием участников. Члены кредитного комитета ссудной кассы в любое время имеют право подать в отставку, представив письменное заявление председателю правления. В этом случае по решению правления ссудной кассы могут быть временно назначены новые члены кредитного комитета на срок до ближайшего общего собрания ссудной кассы. 

5. Участник ссудной кассы, чья заявка была отклонена кредитным комитетом, может обжаловать это решение на заседании правления, а в случае не согласия с его решением - на общем собрании участников ссудной кассы. 

 

Глава VIII 

Ревизионная комиссия 

 

1. Ревизионная комиссия создается для проверки и контроля финансово-хозяйственной деятельности ссудной кассы. Члены ревизионной комиссии ссудной кассы избираются на срок, определяемый общим собранием участников. 

2. Члены ревизионной комиссии ссудной кассы не могут одновременно являться членами иных органов управления ссудной кассы. Члены ревизионной комиссии ссудной кассы в любое время имеют право подать в отставку, представив письменное заявление председателю правления. В этом случае по решению правления ссудной кассы могут быть временно назначены новые члены ревизионной комиссии на срок до ближайшего общего собрания ссудной кассы. 

3. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности ссудной кассы осуществляется по итогам деятельности ссудной кассы за год, а также в любое время по инициативе ревизионной комиссии, решению общего собрания или правления ссудной кассы. 

4. Результаты проверок ревизионной комиссии оформляются в письменной форме (отчет) и подписываются всеми членами ревизионной комиссии, участвовавшими в проверке. 

5. Отчет о своей деятельности ревизионная комиссия должна представлять общему собранию участников. Особое мнение члена(ов) ревизионной комиссии прилагается к отчету и иным документам, составляемым ревизионной комиссией. 

6. Ревизионная комиссия ссудной кассы вправе: 

- инициировать созыв внеочередного общего собрания участников ссудной кассы; 

- рекомендовать общему собранию привлечь независимых экспертов и аудиторов к ревизионным проверкам; 

- требовать участия членов правления и/или кредитного комитета на заседаниях ревизионной комиссии в случаях, когда рассматриваемые вопросы относятся к их компетенции; 

- требовать от должностных лиц ссудной кассы предоставления необходимых документов; 

- давать рекомендации общему собранию по проведению внешнего аудита и избранию внешнего аудитора, а также инициировать вопрос о расторжении договора с ним; 

- получать разъяснения от внешнего аудитора ссудной кассы; 

- рекомендовать общему собранию ссудной кассы отстранить от занимаемой должности членов правления, кредитного комитета; 

- рекомендовать правлению ссудной кассы отстранить от занимаемой должности нанятых сотрудников, не являющихся членами органов управления. 

7. Ссудная касса может проводить ежегодно внешний аудит финансовой отчетности. Внешний аудит ссудной кассы проводится в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

8. Ревизионная комиссия ссудной кассы обязана довести до сведения участников ссудной кассы аудиторское заключение (отчет). 

 

Глава IX 

Минимальные требования и регулирование 

 

1. НБКР устанавливает следующие минимальные требования к деятельности ссудных касс. 

1.1. Минимальный размер жилищного пая, вносимого участником при вступлении в ссудную кассу, должен составлять не менее 50000 (пятьдесят тысяч) сом. 

1.2. Минимальный размер капитала ссудной кассы для получения лицензии НБКР должен составлять не менее 2000000 (два миллиона) сом. 

1.3. Минимальный размер капитала, поддерживаемый на протяжении всего периода деятельности ссудной кассы, должен составлять не менее 1000000 (один миллион) сом. 

2. В целях осуществления своих функций, связанных с регулированием деятельности ссудных касс, НБКР вправе: 

1) устанавливать экономические нормативы и ограничения; 

2) проверять деятельность ссудных касс; 

3) давать рекомендации по оздоровлению финансового положения ссудной кассы; 

4) направлять обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в деятельности ссудной кассы нарушений и недостатков; 

5) получать финансовую и другую отчетность, запрашивать политики, процедуры и другие внутренние документы, регулирующие деятельность ссудной кассы, а также другую необходимую информацию; 

6) временно приостанавливать или ограничивать проведение отдельных операций ссудной кассы; 

7) временно приостановить действие лицензии ссудной кассы или отозвать ее; 

8) начать процесс ликвидации ссудной кассы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

9) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. 

3. Ссудная касса должна на ежегодной основе предоставлять в НБКР отчет ревизионной комиссии и финансовую отчетность, утвержденные общим собранием участников. В целях осуществления регулирования деятельности ссудные кассы, должны представлять отчеты в соответствии с установленными требованиями НБКР. 

4. Ссудная касса должна обеспечить строгий учет и хранение документов, используемых в бухгалтерском учете и при составлении отчетности. 

5. Ссудная касса не имеет права предоставлять какую-либо информацию о жилищных паях и сделках своих участников и ссудной кассы какой бы то ни было третьей стороне, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

6. При обнаружении фактов несоблюдения требований НБКР, представления недостоверных данных, несвоевременного представления либо не представления отчетности и сведений, либо при нарушении законодательства, НБКР вправе применить меры воздействия в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами НБКР. 

 

Глава X 

Реорганизация и/или ликвидация ссудных касс 

 

1. Ссудная касса может быть реорганизована (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

2. Добровольная ликвидация ссудных касс осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики с учетом следующих особенностей: 

- ссудная касса должна сдать оригинал лицензии НБКР в течение трех дней с момента принятия решения о самоликвидации; 

- ссудная касса должна представить в НБКР протокол общего собрания участников ссудной кассы о добровольной ликвидации в течение трех дней с момента принятия решения о самоликвидации; 

- ссудная касса должна выполнить все обязательства перед кредиторами и участниками ссудной кассы; 

- ссудная касса должна прекратить операции по накоплению жилищных паев и выдаче жилищных кредитов с момента принятия решения о ликвидации. 

3. В случае неплатежеспособности ссудная касса подлежит ликвидации в соответствии с законодательством о банкротстве. 

 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

9 октября 2006 года. Регистрационный номер 104-06 

 

г.Бишкек 

от 6 сентября 2006 года N 25/4 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

О внесении изменений и дополнений в Положение 

"О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым 

другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым 

Национальным банком Кыргызской Республики" 

 

Рассмотрев проект изменений и дополнений в Положение "О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики", утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики N 16/2 от 19.05.05 года (регистрационный номер Министерства юстиции Кыргызской Республики 78-05 от 24.06.05 года), руководствуясь статьями 7, 30, 32 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", статьями 39, 45-1, 48 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить изменения и дополнения в Положение "О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики" (прилагаются). 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом провести в установленном порядке государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

 

Опубликовано в журнале "Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики", N 9-10, 2006 г. 

 

4. После опубликования зарегистрированного нормативного акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Джаныбекову С.Э. 

 

Председатель Правления Национального 

банка Кыргызской Республики М.Алапаев 

 

 

Утверждены 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 6 сентября 2006 года N 25/4 

 

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ 

в Положение "О мерах воздействия, применяемых 

к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, 

лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики" 

 

I. Раздел "Общие положения" Положения, после пятого абзаца, дополнить следующими словами: 

"Деятельность банка, его действия (бездействие), создающие реальную угрозу и высокую вероятность потерь или убытков для вкладчиков банка, других кредиторов, акционеров или банковской системы, считаются нездоровой и небезопасной банковской практикой. 

НБКР определяет нездоровую и небезопасную банковскую практику в каждом отдельном случае, основываясь на оценке: 

- факторов и обстоятельств, сопутствующих ей; 

- потенциальной угрозы для средств вкладчиков, стабильности банка и/или банковской системы в целом. 

Наличие одного или нескольких признаков деятельности, действий (бездействия) банка, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике (приведены в приложении 1 к настоящему Положению), также являются основанием для НБКР при определении нездоровой и небезопасной банковской практики. 

Банки не должны вовлекаться в нездоровую и небезопасную банковскую практику. 

НБКР может применить в отношении любого банка, деятельность которого признана нездоровой и небезопасной банковской практикой, меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики". 

II. Положение дополнить новым приложением 1 следующего содержания: 

"Признаки деятельности, действий (бездействия) банка, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике: 

1. Неспособность Совета директоров и Правления банка обеспечить адекватный надзор и руководство в целях предотвращения нездоровой и небезопасной банковской практики и нарушения законодательства. 

2. Создание неадекватного резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков по активам и забалансовым обязательствам. 

3. Неспособность вести учет в соответствии с МСФО и нормативными правовыми актами НБКР. 

4. Осуществление операций, подпадающих под критерии подозрительных банковских операций (см. прим. 1). 

5. Осуществление деятельности без надлежащего уровня внутреннего контроля. 

6. Отсутствие адекватного внутреннего аудита. 

7. Осуществление операций с инсайдерами и аффилированными лицами банка в нарушение требований НБКР (см. прим. 2). 

8. Осуществление деятельности, для которой в банке отсутствуют квалифицированные и опытные сотрудники. 

9. Осуществление деятельности при отсутствии соответствующих политик и/или процедур, или когда они не соответствуют масштабам деятельности и уровню рисков банка. 

10. Предоставление кредитов заемщикам, которые не выполнили свои обязательства перед этим банком или каким-либо другим банком, или предоставление кредитов заемщикам с неоднократной пролонгацией кредитов и нестабильным финансовым положением. 

11. Представление несвоевременных, неполных или недостоверных отчетов в НБКР". 

III. Приложение 1 ("Матрица применения денежных штрафов") Положения считать приложением 2. 

IV. В пункте 7.4 Положения слова "Приложение 1" заменить словами "Приложение 2". 

 

Примечания: 

(1) - В соответствии с Положением "О минимальных требованиях к системе внутреннего контроля в коммерческих банках и иных финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых НБКР, в целях противодействия легализации ("отмыванию") доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утверждено постановлением Правления НБКР N 5/9 от 2.03.06 г., регистрационный номер МЮ КР 27-06 от 31.03.06 г.) 

(2) - Согласно Инструкции "О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики" (утверждено постановлением Правления НБКР N 34/10 от 10 декабря 2003 г., регистрационный номер МЮ КР 2-04 от 5.01.04 г.).