Вернуться назад

Софья Балакина: Для развития финансовой грамотности нужна государственная стратегия 

Понимать суть финансового рынка, обладать знаниями о финансовых инструментах, уметь грамотно использовать банковские продукты и услуги - жизненно важная необходимость. Мы решили узнать, что нужно сделать для повышения финансовой грамотности населения Кыргызстана. С этим вопросом «Акчабар» обратился к пресс-секретарю Национального банка Софьи Балакиной. 

 Насколько население в Кыргызстане финансово подковано? 

 Уровень финансовой грамотности населения стал понятен Нацбанку, когда в 2011-2012 годах к нам стали массово обращаться заемщики, у которых не получалось вернуть кредиты. Они не смогли найти (а многие и не пытались) общий язык с кредиторами и пришли к нам. Когда мы стали разбираться в проблеме, то выяснили, что основная причина бед заемщиков кроется в неосведомленности. Уже имея задолженность, а то и несколько, перед банками, НФКУ (небанковские финансово-кредитные учреждения, - Акчабар) и частными ростовщиками, люди не могли объяснить понятия «процентная ставка», «эффективная процентная ставка». 

Они не знали, как они рассчитываются, уже не говоря о том, что договор с кредиторами заемщики стали изучать после того, как начались проблемы с выплатами. Стало понятно, что большинство проблемных должников воспринимают кредит как легко достающиеся деньги, но не как добровольное взятое на себя обязательство отдать долг, да еще и с процентами. Кроме того, большинство заемщиков затруднялись ответить специалистам Нацбанка, как именно они планировали свой бюджет и каким образом рассчитывали вернуть кредит, если их расходы в несколько раз превышали доходы. 

Немудрено, что в итоге сложилась безвыходная ситуация, в которой недобросовестные заемщики винили кредиторов, но не себя. Это только один пример того, как отсутствие экономических и финансовых знаний может отрицательно повлиять на благосостояние гражданина. Справедливости ради отмечу, что в нашей стране таких должников немного - всего несколько процентов от общего количества заемщиков. 

Но для выдачи кредита существуют определенные критерии. Почему микрофинансовые компании выдавали их людям, не проверяя их платежную способность? 

Еще несколько лет назад банки подходили к выдаче кредита намного аккуратнее и придирчивее, чем микрофинансовые компании. Прежде чем получить средства в банке, потенциальным заемщикам нужно было собрать целый пакет документов, доказать свою платежеспособность. В микрофинансовых организациях все было проще, особенно в регионах. Заемщику достаточно было принести паспорт и пару документов о наличии залогового имущества, чтобы получить небольшие деньги от нескольких тысяч сомов. Естественно, потребность в легких, на первый взгляд, деньгах начала покрываться растущими как грибы после дождя НФКУ. 

Законодательство на протяжении десятилетий было очень лояльным к этому виду бизнеса. В результате в Кыргызстане образовался высокий уровень перекредитованности когда у одного человека несколько кредитов в разных микрофинансовых компаниях и банках. То есть он берет кредит в одной компании, потом для его погашения занимает средства в другой и так далее. 

 И поэтому, осознавая проблему, вы решили запустить проект «Финансовая грамотность»? 

 Это не совсем проект, скорее концепция, в рамках которой Национальный банк уже начал вести целенаправленную работу. Но нужна стратегия и поставленная на государственном уровне деятельность. Мы говорим об этом уже несколько лет. Чтобы добиться ощутимых результатов в повышении финансовых знаний, недостаточно разовых акций, разрозненных шагов. 

Необходимо привлечь все профильные государственные учреждения, в том числе Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство образования, крупные финансовые учреждения, такие как Союз банков КР, Ассоциация микрофинансовых организаций и другие ведомства и компании.  Это ведь не просто прочитать лекцию в университете или написать статью - нужен целый комплекс мер. Причем, образовывать людей необходимо с детского садика: ребенка уже в раннем возрасте нужно учить бережно относиться к деньгам, объяснять, что родители их зарабатывают, и это непросто. Необходимо также внедрять предметы по финансовой грамотности в школах и вузах. Можно начать с внеклассных занятий, а вторым этапом уже будет введение дисциплины.  Там-то и будет рассказано, к примеру, о том, как планировать свой бюджет, как делать сбережения, как работают банки, платежные системы, страховые компании, биржи и многое другое. 

 Насколько мне известно, в рамках «Финансовой грамотности» вы организовали уроки в школах по всей стране. 

 Да, уроки в школах мы проводим. Но мы понимали, что для начала необходимо было провести глобальное исследование. Ведь ранее в стране не проводился такой анализ. Мы понимали, что население финансово не подковано, но насколько велики масштабы катастрофы, не было ясно.  

Первым шагом стало подписание между Национальным банком и АФИ (Alliance for Financial Inclusion) грантового соглашения по проекту «Финансовая грамотность в поддержку финансовой доступности в Кыргызской Республике». Проект предполагает проведение исследования и разработку общего концептуального документа страны - концепции по финансовой грамотности, который определит инструменты донесения информации до целевых аудиторий, виды информации и так далее. С помощью привлеченных экспертов мы создали опросник. Планируем провести исследование по всем регионам, его результаты станут известны к концу этого года. 

Параллельно с исследованием, не дожидаясь создания общей концепции, мы уже начали работу по нескольким направлениям. Во-первых, разработан сайт, посвященный финансовой грамотности единый ресурс, на котором размещена вся собранная на данный момент информация по этой тематике.  Речь идет о статьях, брошюрах, буклетах, плакатах, обучающих аудио и видеоматериалах на русском и кыргызском языках. Они созданы как Национальным банком, так и другими профильными государственными ведомствами, а также коммерческими организациями банками, НФКУ, ассоциациями. 

На сайте можно будет прослушать видео-лекции, записанные сотрудниками НБКР. Например, о преимуществах банковских карт и правилах безопасности при их использовании. Расскажут специалисты и о «золотых» правилах заемщиков. Мы постоянно будем пополнять раздел с учебным видео. Также на сайте можно пройти тестирование на определенную финансовую тему и проверить свои знания. Есть отдельный раздел для детей. Пока в ней размещен только новый продукт Нацбанка комикс «Денежная азбука». В последующем мы продолжим выпуск новыми сериями. Комиксы уже отданы в печать и будут бесплатно поставлены в школы республики. 

 Вернемся к урокам в школах. Какие темы они затрагивают? 

 Выездные лекции для учеников 9-11 классов мы начали еще в прошлом году. Для таких мероприятий наши эксперты подготовили презентации на финансовые темы. К примеру, есть уроки, посвященные кредитам, депозитам, платежным системам, интернет-банкингу. В данный момент проводим занятия в школах, расположенных на окраинах Бишкека, в новостройках и ПТУ. Помимо Бишкека мы уже побывали с выездными лекциями в Токмаке, Таласе, Кара-Балте. На следующей неделе едем в Иссык-Кульскую область, проведем уроки в Чолпон-Ате и Караколе. Планируем охватить все регионы. 

Насколько школьникам интересны такие занятия? 

Конечно, интересно не все. Но про банковские карточки дети внимательно слушают лектора. Им интересно понять, как работает этот механизм: как деньги попадают на карточку, каким образом можно снять средства в банкомате. Интересна тема и про процентные ставки. Хотят понять, из чего они складываются, как выгодно взять кредит, на что обращать внимание при заключении договора.  Очень много вопросов задают о депозитах, о вложениях.  В целом, мы видим, что у детей начинает формироваться другой подход к деньгам не как к средству удовлетворения сиюминутных потребностей, а как к финансам, которые могут увеличить дальнейший доход. 

А какие еще банковские продукты вы продвигаете? 

Мы не продвигаем, а объясняем, как работает финансовый рынок. Наша цель просвещать. Очень многие знакомые обращаются ко мне, как к сотруднику Нацбанка, за советом. К примеру, в каком банке открыть депозит. Но я не могу что-то рекомендовать. Важно, чтобы люди сами разбирались в теме и, изучив все предлагаемые банками продукты, приняли решение, какой депозит и где им выгодней открыть. Я могу лишь посоветовать, на какие показатели ориентироваться. 

В нашей стране до сих пор не доверяют банковским карточкам. Говорят, что банк может украсть деньги, поэтому некоторые стремятся сразу после получения зарплаты обналичить ее. 

Да, это проблема доверия населения в целом к финансовым учреждениям. Для ее решения требуется время. Но депозитная база банков растет, а значит, есть сдвиги в лучшую сторону. Это говорит о том, что люди идут в банки и сдают деньги, а не хранят их под подушкой. Нужно просвещать население, больше рассказывать о продуктах и услугах, учить делать выбор не эмоциональный, а рациональный.  Рассказывать, как это работает, какие есть гарантии. 

 Планируете ли вы развивать проект совместно с другими финансовыми учреждениями? 

 Конечно. Проекты затратные, работа трудоемкая, поэтому только силами Нацбанка здесь не обойтись. Сейчас проводим встречи по этому вопросу с коммерческими банками, микрофинансовыми организациями, ассоциациями финансовых учреждений, государственными структурами, международными и неправительственными организациями. Первый наш совместный проект, который осуществится совсем скоро Всемирная Неделя Денег (World Money Week).  Она пройдет в Кыргызстане с 11 по 17 марта. Наша страна впервые полномасштабно присоединится к этой глобальной кампании, которая ежегодно охватывает десятки стран. В рамках кампании по всей республике, включая отдаленные регионы и села, будут проходить интерактивные обучающие занятия, семинары, конференции, конкурсы для детей и молодежи. Все это делается лишь с одной, но очень важной целью развить у молодого поколения культуру сбережений и предоставить детям и молодым людям знания, чтобы в будущем они могли принимать взвешенные финансовые решения и строить свое благосостояние.  

Беседовала Сабина Рейнгольд