Вернуться назад

ПРОЕКТ 

 

Приложение  

к постановления от "____" 2017 года  

Национального банка  

Кыргызской Республики 

 

 

Изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка  

Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "Об электронных деньгах  

в Кыргызской Республике" от 30 марта 2016 года № 15/6 

 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "Об электронных деньгах в Кыргызской Республике" от 30 марта 2016 года № 15/6 следующие изменения и дополнения:  

пункт 3-1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики признать утратившим силу; 

 

в Положении "Об электронных деньгах в Кыргызской Республике", утвержденном вышеуказанным постановлением внести следующие изменения и дополнения: 

 

1. В главе 1: 

- пункт 1 признать утратившим силу; 

- пункты 2, 3, 4, 5 изложить в следующей редакции:  

 

"2. Настоящее Положение устанавливает порядок и требования к коммерческим банкам, (далее - банк), операторам, агентам, субагентам и операторам международной системы электронных денег/эмитентам международных электронных денег по совершению операций с электронными деньгами на территории Кыргызской Республики.  

3.Операции с электронными деньгами включают в себя выпуск, распространение, погашение электронных денег и предоставление платежных услуг с использованием электронных денег на территории Кыргызской Республики.

4. Выпуск электронных денег на территории Кыргызской Республики является лицензируемой деятельностью. Лицензия выдается банку только на выполнение следующих видов операций: 

1) выпуск, распространение и погашение электронных денег; 

2) прием поручений от держателей электронных денег на осуществление оплаты за товары/услуги, передаваемых банку с использованием интернет, мобильной и других средств связи; 

3) обработка (процессинг) транзакций с использованием электронных денег; 

4) осуществление расчетов с акцептантами, с которыми заключены договоры, по обработанным в системе платежам от имени и по поручению держателей. 

5. Банки, операторы, агенты, субагенты, а также операторы международных систем электронных денег/эмитенты международных электронных денег, должны соблюдать и выполнять требования Законов Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", "О платежной системе Кыргызской Республики", "О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике", "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности" и других нормативных правовых актов"

 

2. В главе 2.  

- первый, седьмой, восьмой, двадцать четвертый, двадцать пятый абзацы изложить в следующей редакции: 

"Акцептант электронных денег (акцептант) - юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, который в соответствии с заключенным договором с банком-эмитентом электронных денег или агентом принимает электронные деньги для оплаты товаров или услуг с предоставлением документов, подтверждающих совершение операций с электронными деньгами..  

Идентифицированный электронный кошелек - электронный кошелек, держатель которого прошел процесс идентификации и верификации в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности". 

Международные электронные деньги электронные деньги, электронные денежные средства, денежные обязательства в электронной форме, выпущенные (учитываемые) нерезидентами Кыргызской Республики в рамках законодательства страны происхождения за пределами Кыргызской Республики.  

Эмитент международных электронных денег банк или юридическое лицо, нерезидент Кыргызской Республики, осуществляющий/ее деятельность в соответствии с законодательством страны происхождения, который осуществляет выпуск (учет) международных электронных денег за пределами территории Кыргызской Республики.";  

Эмитент электронных денег (эмитент) - Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк), а также банк, имеющий лицензию на право выпуска электронных денег, принимающий на себя безусловное и безотзывное обязательство по погашению электронных денег держателям, предъявляющим электронные деньги к обналичиванию".  

 

- дополнить терминами и определениями следующего содержания: 

 

"Неидентифированный электронный кошелек электронный кошелек, открываемый физическим лицом удаленно/дистанционно с помощью мобильных устройств (мобильные телефоны, смартфоны, компьютер, планшеты, и другие электронные устройства) на основании публичной оферты, действующий на территории Кыргызской Республики в рамках лимита, установленного в пункте 31 Главы 3 настоящего Положения. 

Оператор международной системы электронных денег юридическое лицо, осуществляющее деятельность в рамках законодательства страны проихождения, который устанавливает и/или обеспечивает техническую поддержку специального программного обеспечения, аппаратного и сетевого оборудования для осуществления операций с международными электронными деньгами/электронными денежными средствами за пределами территории Кыргызской Республики". 

3. В главе 3.  

- пункт 7 изложить в следующей редакции: 

"7. Электронные деньги, выпущенные на территории Кыргызской Республики, должны быть номинированы (выражены) в национальной валюте.  

Выпуск электронных денег, номинированных в иных валютах, на территории Кыргызской Республики банку запрещается. Выпуск международных электронных денег, номинированных в национальной валюте (сом) за пределами Кыргызской Республики запрещается. Распространение международных электронных денег, выпущенных нерезидентами Кыргызской Республики, на территории Кыргызской Республики осуществляется банком. Банк вправе привлекать агентов для последующего распространения международных электронных денег в соответствии с Законом "О платежной системе Кыргызской Республики" и § 5 настоящего Положения. 

 

- пункт 17 признать утратившим силу; 

 

- дополнить пунктом 22-1 и 22 - 2 следующего содержания: 

"22-1. Банку запрещается начисление и выплата процентов на остаток электронных денег на неидентифицированные электронные кошельки.  

22-2. Банк может предусмотреть программы лояльности (бонусов) и выплаты начисленных бонусов на идентифицированные электронные кошельки в национальной валюте, согласно договору, с держателями пользователями электронных кошельков.";  

- пункт 32 изложить в следующей редакции: 

"32. Общий объем транзакций в месяц с неидентифицированных электронных кошельков не должен превышать 300 (триста) расчетных показателей по одному электронному кошельку. Операции свыше этой суммы должны пройти идентификацию в соответствии с законом Кыргызской Республики "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности"; 

- в пунктах 63 и 64 после слова "Банк" через слэш дополнить словом "оператор". 

 

- В главе 4.  

- наименование Главы 4 изложить в следующей редакции: 

"Требования к агенту международных систем электронных денег и оператору международных систем электронных денег/эмитенту международных электронных денег". 

- пункта 70 изложить в следующей редакции: 

"70. Для прохождения регистрации оператор международной системы электронных денег/эмитент международной системы электронных денег направляет в Национальный банк заявление о регистрации и предоставляет пакет документов, включающих следующее: 

- наименование оператора международной системы электронных денег/эмитента международных электронных денег; 

- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 

- копии разрешительных документов оператора международной системы электронных денег/эмитента международных электронных денег, лицензии/сертификата/свидетельства о регистрации на право осуществления деятельности оператора/эмитента электронных денег/электронных денежных средств, по процессингу и обслуживанию, выданных уполномоченным органом страны происхождения, регулирующим указанную деятельность; 

- правила работы оператора международной системы электронных денег/эмитента международных электронных денег или иной документ, регулирующий операции с международными электронными деньгами, по законодательству страны происхождения эмитента. Правила должны также содержать общую схему всех денежных и информационных потоков, описание организации контроля за финансовыми и техническими рисками при использовании электронных денег. 

- по тексту пунктов 69, 72, 75 и 76 слова "международных системы электронных денег/эмитента международных систем электронных денег" заменить на слова "оператор международной системы электронных денег/эмитент международных электронных денег" в соответствующих падежных формах.  

- пункты 73 и 74 изложить в следующей редакции: 

"73. В случае принятия решения о регистрации Национальный банк присваивает оператору международной системы электронных денег/эмитенту международной системы электронных денег регистрационный номер и включает информацию в реестр международных платежных систем на территории Кыргызской Республики, и в срок не позднее 7 календарных дней с даты принятия решения направляет оператору международной системы электронных денег/эмитенту международных электронных денег письмо о прохождении регистрации. 

74. Оператор международной системы электронных денег/эмитент международных электронных денег обязан уведомить в письменной форме Национальный банк об изменении любых сведений, указанных при регистрации в течение трех рабочих дней с момента наступления изменений. Национальный банк на основании предоставленной информации в течение трех рабочих дней вносит изменения в реестр международных платежных систем". 

 

- дополнить пунктом 76-1 следующего содержания:  

"76-1. Оператор международной системы электронных денег/эмитент международных электронных денег не позднее 6 (шести) месяцев со дня даты регистрации в Национальном банке, должен представить в Национальный банк договор/а с агентом международных систем электронных денег."; 

- пункт 77 изложить в следующей редакции:  

"77. Финансовые обязательства, порядок проведения ежедневного взаиморасчета и другие финансовые и иные условия должны быть установлены в договоре между оператором международной системы электронных денег/эмитентом международной системы электронных денег и агентом международной системы электронных денег"

- пункт 78 изложить в следующей редакции: 

"78. Агент международной системы электронных денег может предоставлять услуги по погашению и пополнению международных электронных денег, а также заключать договоры с акцептантами для приема международных электронных денег для оплаты товаров или услуг.". 

- второе предложение пункта 81 изложить в следующей редакции: 

"При погашении в национальной валюте, конвертация осуществляется согласно договору о распространении международных электронных денег с оператором международных систем электронных денег/эмитентом международных электронных денег на территории Кыргызской Республики, учитывая курс валюты, установленный Национальным банком в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности.". 

 

- Главу 6 признать утратившей силу. 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА  

к проекту в постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

"О внесении изменений в Положение "Об электронных деньгах в Кыргызской Республике""  

(утв. от 30 марта 2016 года № 15/6) 

 

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", "О платежной системе Кыргызской Республики", "О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике", "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности" и другими нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк). 

2. Настоящее Положение определяет порядок выпуска электронных денег коммерческими банками (далее - банк), распространение и обналичивание (погашение), предоставление платежных услуг с использованием электронных денег на территории Кыргызской Республики. 

3. Настоящее Положение устанавливает требования к банкам, операторам, агентам, субагентам, а также к международным системам электронных денег их агентам и субагентам. 

4. Национальный банк является единственным лицензиаром на территории Кыргызской Республики, имеющим право выдавать лицензию коммерческим банкам на выпуск электронных денег. 

5. Банки, операторы, агенты, субагенты, а также международные системы электронных денег, их агенты и субагенты должны соблюдать и выполнять требования по противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики. 

1. ……. 

 

2. Настоящее Положение устанавливает порядок и требования к коммерческим банкам, (далее - банк), операторам, агентам, субагентам и операторам международной системы электронных денег/эмитентам международных электронных денег по совершению операций с электронными деньгами на территории Кыргызской Республики.  

3. Операции с электронными деньгами включают в себя выпуск, распространение, погашение электронных денег и предоставление платежных услуг с использованием электронных денег на территории Кыргызской Республики.  

4. Выпуск электронных денег на территории Кыргызской Республики является лицензируемой деятельностью. Лицензия выдается банку только на выполнение следующих видов операций: 

1) выпуск, распространение и погашение электронных денег; 

2) прием поручений от держателей электронных денег на осуществление оплаты за товары/услуги, передаваемых банку с использованием интернет, мобильной и других средств связи; 

3) обработка (процессинг) транзакций с использованием электронных денег; 

4) осуществление расчетов с акцептантами, с которыми заключены договоры, по обработанным в системе платежам от имени и по поручению держателей. 

5. Банки, операторы, агенты, субагенты, а также операторы международных систем электронных денег/эмитенты международных электронных денег, должны соблюдать и выполнять требования Законов Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", "О платежной системе Кыргызской Республики", "О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике", "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности" и других нормативных правовых актов . 

Акцептант электронных денег - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который в соответствии с заключенным договором с агентом или коммерческим банком-эмитентом электронных денег, принимает электронные деньги для оплаты товаров или услуг с составлением документов, подтверждающих совершение операций с электронными деньгами

Акцептант электронных денег (акцептант) - юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, который в соответствии с заключенным договором с банком-эмитентом электронных денег или агентом принимает электронные деньги для оплаты товаров или услуг с предоставлением документов, подтверждающих совершение операций с электронными деньгами.  

Идентифицированный электронный кошелек - электронный кошелек, держатель которого прошел процесс идентификации и верификации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Идентифицированный электронный кошелек - электронный кошелек, держатель которого прошел процесс идентификации и верификации в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности". 

Международные электронные деньги электронные деньги, выпущенные (эмитированые) нерезидентами за пределами Кыргызской Республики. 

Международные электронные деньги электронные деньги, электронные денежные средства, денежные обязательства в электронной форме, выпущенные (учитываемые) нерезидентами Кыргызской Республики в рамках законодательства страны происхождения за пределами Кыргызской Республики.  

..... 

Неидентифированный электронный кошелек электронный кошелек, открываемый физическим лицом удаленно/дистанционно с помощью мобильных устройств (мобильные телефоны, смартфоны, компьютер, планшеты, и другие электронные устройства) на основании публичной оферты, действующий на территории Кыргызской Республики в рамках лимита, установленного в пункте 31 Главы 3 настоящего Положения.  

...... 

Оператор международной системы электронных денег юридическое лицо, осуществляющее деятельность в рамках законодательства страны проихождения, который устанавливает и/или обеспечивает техническую поддержку специального программного обеспечения, аппаратного и сетевого оборудования для осуществления операций с международными электронными деньгами/электронными денежными средствами за пределами территории Кыргызской Республики.  

Эмитент международных электронных денег - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в рамках законодательства страны происхождения, которое проводит эмиссию за пределами территории Кыргызской Республики.  

Эмитент международных электронных денег банк или юридическое лицо, нерезидент Кыргызской Республики, осуществляющий/ее деятельность в соответствии с законодательством страны происхождения, который осуществляет выпуск (учет) международных электронных денег за пределами территории Кыргызской Республики.  

Эмитент электронных денег (далее - банк) - коммерческий банк, осуществляющий выпуск электронных денег, имеющий лицензию Национального банка на выпуск электронных денег и принимающий на себя безусловное и безотзывное обязательство по погашению электронных денег держателям, предъявляющим электронные деньги к обналичиванию. 

Эмитент электронных денег (эмитент) - Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк), а также банк, имеющий лицензию Национального банка на право выпуска электронных денег, принимающий на себя безусловное и безотзывное обязательство по погашению электронных денег держателям, предъявляющим электронные деньги к обналичиванию.  

7. Электронные деньги, выпущенные на территории Кыргызской Республики должны быть номинированы (выражены) в национальной валюте. Выпуск электронных денег, номинированных в иных валютах, на территории Кыргызской Республики запрещается. 

7. Электронные деньги, выпущенные на территории Кыргызской Республики, должны быть номинированы (выражены) в национальной валюте. Выпуск электронных денег, номинированных в иных валютах, на территории Кыргызской Республики запрещается. Выпуск электронных денег, номинированных в национальной валюте (сом.) за пределами Кыргызской Республики эмитентам международных электронных денег запрещается Распространение международных электронных денег, выпущенных нерезидентами Кыргызской Республики, на территории Кыргызской Республики осуществляется банком. Банк вправе привлекать агентов для последующего распространения международных электронных денег на основе заключенного агентского договора в соответствии с Законом "О платежной системе Кыргызской Республики" и раздела § 5 настоящего Положения. 

17. Банк должен иметь дополнительную лицензию, выданную Национальным банком на осуществление выпуска электронных денег и их обработке (процессинга). 

17. Банк должен иметь дополнительную лицензию, выданную Национальным банком на осуществление выпуска электронных денег и их обработке (процессинга). 

 

"22-1. Банку запрещается начисление и выплата процентов на остаток электронных денег на неидентифицированные электронные кошельки

 

22-2. Банк может предусмотреть программы лояльности (бонусов) и выплаты начисленных бонусов на идентифицированные электронные кошельки в национальной валюте, согласно договору с держателями электронных кошельков  

32. Для лиц, прошедших регистрацию, общий объем транзакций в месяц не должен превышать 300 (триста) расчетных показателей по одному электронному кошельку. 

32. Общий объем транзакций в месяц с неидентифицированных электронных кошельков не должен превышать 300 (триста) расчетных показателей по одному электронному кошельку. Операции свыше этой суммы должны пройти идентификацию в соответствии с законом Кыргызской Республики "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

63. Банк обязан предоставить эффективные и удобные средства, с помощью которых держатель может уведомлять Банк о любых убытках, злоупотреблениях, хищении или несанкционированном использовании электронных денег или других электронных устройств либо нарушении кода доступа. 

63. Банк/оператор обязан предоставить эффективные и удобные средства, с помощью которых держатель может уведомлять банк о любых убытках, злоупотреблениях, хищении или несанкционированном использовании электронных денег или других электронных устройств либо нарушении кода доступа. 

64. Банк обязан обеспечить процедуры для подтверждения держателем получения уведомлений, в том числе по телефону, о любых убытках, ненадлежащем использовании, хищении или несанкционированном использовании электронных денег или другого электронного устройства либо нарушении безопасности кода доступа. 

64. Банк/оператор обязан обеспечить процедуры для подтверждения держателем получения уведомлений, в том числе по телефону, о любых убытках, ненадлежащем использовании, хищении или несанкционированном использовании электронных денег или другого электронного устройства либо нарушении безопасности кода доступа. 

Глава 4. Требования к эмитенту, агенту международных систем электронных денег и международным системам электронных денег 

Глава 4. Требования к агенту международных систем электронных денег и оператору международных систем электронных денег/эмитенту международных электронных денег 

69. Международная система электронных денег/эмитент международной системы электронных денег для оказания услуг с использованием международных электронных денег на территории Кыргызской Республики должна пройти регистрацию в Национальном банке. Деятельность международной системы электронных денег/эмитента международной системы электронных денег на территории Кыргызской Республики без наличия регистрации в Национальном банке запрещается. 

69. Оператор международной системы электронных денег/эмитент международных электронных денег для оказания услуг с использованием международных электронных денег на территории Кыргызской Республики должен пройти регистрацию в Национальном банке. Деятельность оператора международной системы электронных денег/эмитента международных электронных денег на территории Кыргызской Республики без наличия регистрации в Национальном банке запрещается. 

70. Для прохождения регистрации международная система электронных денег/эмитент международной системы электронных денег направляет в Национальный банк заявление о регистрации и предоставляет пакет документов, включающих следующее: 

 

- название международной системы электронных денег/наименование эмитента международной системы электронных денег; 

 

- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 

 

- копии свидетельства о регистрации международной системы электронных денег/эмитента международной системы электронных денег, лицензии/сертификата на право осуществления деятельности по эмиссии/выпуску международных электронных денег, их процессингу и обслуживанию, выданные уполномоченным органом страны происхождения, регулирующим указанную деятельность; 

- типовой договор с агентом международных систем электронных денег; 

- правила работы международной системы электронных денег/эмитента международной системы электронных денег или иной документ, регулирующий операции с международными электронными деньгами по законодательству страны происхождения эмитента, который не должен противоречить законодательству Кыргызской Республики. Правила должны также содержать общую схему всех денежных и информационных потоков, описание организации контроля за финансовыми и техническими рисками при использовании электронных денег. 

70. Для прохождения регистрации оператор международной системы электронных денег/эмитент международной системы электронных денег направляет в Национальный банк заявление о регистрации и предоставляет пакет документов, включающих следующее: 

 

- наименование оператора международной системы электронных денег/ эмитента международных электронных денег; 

 

- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 

- копии разрешительных документов оператора международной системы электронных денег/эмитента международных электронных денег, лицензии/сертификата/свидетельства о регистрации на право осуществления деятельности оператора/эмитента электронных денег/электронных денежных средств, по процессингу и обслуживанию, выданных уполномоченным органом страны происхождения, регулирующим указанную деятельность; 

- правила работы оператора международной системы электронных денег/эмитента международных электронных денег или иной документ, регулирующий операции с международными электронными деньгами, по законодательству страны происхождения эмитента. Правила должны также содержать общую схему всех денежных и информационных потоков, описание организации контроля за финансовыми и техническими рисками при использовании электронных денег. 

72. Срок рассмотрения заявления на регистрацию международной системы электронных денег/эмитента международной системы электронных денег составляет 15 календарных дней. Если предоставленные документы не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям. В случае несоответствия документов установленным требованиям и при предоставлении неполного пакета документов они возвращаются на доработку. Международная система электронных денег/эмитент международной системы электронных денег в срок не более 10 календарных дней должна/должен предоставить в Национальный банк документы, доработанные с учетом замечаний. При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящего Положения или не в полном объеме более двух раз, Национальный банк вправе отказать международной системе электронных денег/эмитенту международной системы электронных денег в регистрации. 

72. Срок рассмотрения заявления на регистрацию оператора международной системы электронных денег/эмитента международных систем электронных денег составляет 15 календарных дней. Если предоставленные документы не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям. В случае несоответствия документов установленным требованиям и при предоставлении неполного пакета документов они возвращаются на доработку. Оператор международной системы электронных денег/эмитент международных электронных денег в срок не более 10 календарных дней должна/должен предоставить в Национальный банк документы, доработанные с учетом замечаний. При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящего Положения или не в полном объеме более двух раз, Национальный банк вправе отказать оператору международной системе электронных денег/эмитенту международных электронных денег в регистрации. 

73. В случае принятия решения о регистрации Национальный банк присваивает международной системе электронных денег/эмитенту международной системы электронных денег регистрационный номер и включает информацию в реестр международных систем электронных денег/эмитентов международных систем электронных денег на территории Кыргызской Республики, и в срок не позднее 7 календарных дней с даты принятия решения направляет международной системе электронных денег/эмитенту международной системы электронных денег письмо о прохождении регистрации. Порядок ведения реестра международных систем электронных денег/эмитентов международных систем электронных денег устанавливается Национальным банком. 

73. В случае принятия решения о регистрации Национальный банк присваивает оператору международной системы электронных денег/эмитенту международной системы электронных денег регистрационный номер и включает информацию в реестр международных платежных систем на территории Кыргызской Республики, и в срок не позднее 7 календарных дней с даты принятия решения направляет оператору международной системы электронных денег/эмитенту международных электронных денег письмо о прохождении регистрации.  

74. Международная система электронных денег/эмитент международной системы электронных денег обязана/обязан уведомить в письменной форме Национальный банк об изменении любых сведений, указанных при регистрации в течение трех рабочих дней с момента наступления изменений. Национальный банк на основании предоставленной информации в течение трех рабочих дней вносит информацию в реестр международных систем электронных денег/эмитентов международных систем электронных денег. 

74. Оператор международной системы электронных денег/эмитент международных электронных денег обязан уведомить в письменной форме Национальный банк об изменении любых сведений, указанных при регистрации в течение трех рабочих дней с момента наступления изменений. Национальный банк на основании предоставленной информации в течение трех рабочих дней вносит изменения в реестр международных платежных систем

75. Документы, предоставленные международной системой электронных денег/эмитентом международной системы электронных денег в Национальный банк, не возвращаются. 

75. Документы, предоставленные оператором международной системы электронных денег/эмитентом международных электронных денег в Национальный банк и их копии, не возвращаются 

76. Международная система электронных денег/эмитент международной системы электронных денег после прохождения процедуры регистрации должна/должен предоставить для Национального банка постоянный доступ к документам системы (правилам, действующим тарифам, типовым договорам, требованиям для участия, отчетам и т.д.), в том числе на своих сайтах. 

76. Оператор международной системы электронных денег/эмитент международных электронных денег после прохождения процедуры регистрации должен предоставить для Национального банка постоянный доступ к документам системы (правилам, действующим тарифам, типовым договорам, требованиям для участия, отчетам и т.д.), в том числе на своих сайтах. 

 

76-1 Оператор международной системы электронных денег/эмитент международных электронных денег не позднее 6 (шести_ месяцев со дня даты регистрации в Национальном банке, должен представить в Национальный банк договор/а с агентом международных систем электронных денег.  

77. 77. Эмитент международной системы электронных денег в целях обеспечения гарантии финансовых обязательств перед банком, как агентом международной системы электронных денег, должен обеспечить выполнение как минимум одного из следующих условий: 

1) разместить на указанном агентом международной системы электронных денег корреспондентском счете обязательный страховой депозит в объеме, покрывающем средний ежедневный оборот по всем производимым операциям (за месяц/квартал/год по согласованию). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств эмитентом международной системы электронных денег средства страхового депозита используются агентом международной системы электронных денег для удовлетворения требований по таким обязательствам. В случае прекращения договора по инициативе эмитента международной системы электронных денег или агента международной системы электронных денег средства страхового депозита возвращаются эмитенту международной системы электронных денег в порядке и сроки, предусмотренные договорными отношениями; 

2) предоставить гарантию от банка, который имеет международный кредитный рейтинг инвестиционного уровня - не ниже категории "ВВВ", присвоенный рейтинговым агентством Standard & Poor's (США), или не ниже категории "Baa" по Moody's Investors Service (США) или не ниже категории "BBB" по Fitch-IBCA (США), либо имеет рейтинг национального рейтингового агентства, равнозначный рейтингу перечисленных международных рейтинговых агентств, которое получило аккредитацию в уполномоченных органах страны происхождения банка нерезидента и рейтинг которого признается центральным (национальным) банком страны происхождения. 

Банковская гарантия также может быть предоставлена банком, являющимся эмитентом международной системы электронных денег, который имеет лицензию на проведение банковских операций. При этом банк, предоставляющий гарантию, должен иметь международный кредитный рейтинг инвестиционного уровня - не ниже категории "ВВВ", присвоенный рейтинговым агентством Standard & Poor's (США), или не ниже категории "Baa" по Moody's Investors Service (США) или не ниже категории "BBB" по Fitch-IBCA (США), либо иметь рейтинг национального рейтингового агентства, равнозначный рейтингу перечисленных международных рейтинговых агентств, которое получило аккредитацию в уполномоченных органах страны происхождения организации нерезидента и рейтинг которого признается центральным (национальным) банком страны происхождения. Эмитент международной системы электронных денег должен предоставить в Национальный банк документы, подтверждающие наличие кредитных рейтингов банка-гаранта. В случае ухудшения рейтинга (ниже уровня начальной отметки кредитного рейтинга инвестиционного уровня) банка, предоставившего гарантию, гаранта, эмитент международной системы электронных денег должен в течение 30 календарных дней произвести замену гарантии либо предоставить обеспечение в рамках подпунктов 1 или 3 настоящего пункта. 

Агент международной системы электронных денег вправе (если им оценены все сопутствующие риски при работе с эмитентом международной системы электронных денег) не требовать банковскую гарантию в случае, если эмитент международной системы электронных денег имеет международный кредитный рейтинг инвестиционного уровня - не ниже категории "ВВВ", присвоенный рейтинговым агентством Standard & Poor's (США), или не ниже категории "Baa" по Moody's Investors Service (США) или не ниже категории "BBB" по Fitch-IBCA (США), либо имеет рейтинг национального рейтингового агентства, равнозначный рейтингу перечисленных международных рейтинговых агентств, которое получило аккредитацию в уполномоченных органах страны происхождения организации нерезидента и рейтинг которого признается центральным (национальным) банком страны происхождения. Эмитент международной системы электронных денег должен предоставить в Национальный банк документы, подтверждающие наличие кредитных рейтингов соответствующего уровня. В случае ухудшения рейтинга (ниже уровня начальной отметки кредитного рейтинга инвестиционного уровня) эмитента международной системы электронных денег, эмитент международной системы электронных денег должен в течение 30 календарных дней произвести замену гарантии либо предоставить обеспечение в рамках подпунктов 1 или 3 настоящего пункта; 

3) обеспечить страхование международных электронных денег, проводимых через международную систему электронных денег, на территории Кыргызской Республики путем заключения договора страхования, где выгодоприобретателем будет являться агент международной системы электронных денег, со страховыми компаниями Кыргызской Республики, или если иное не предусмотрено агентом международной системы электронных денег на взаимовыгодных условиях с эмитентом международной системы электронных денег в двусторонних договорах. Договор страхования заключается с каждым агентом международной системы электронных денег в отдельности и должен предусматривать сумму страховой выплаты выгодоприобретателю, достаточную для покрытия финансовых обязательств эмитента международной системы электронных денег, при наступлении страхового случая. 

77. Финансовые обязательства, порядок проведения ежедневного взаиморасчета и другие финансовые и иные условия должны быть установлены в договоре между оператором международной системы электронных денег/ эмитентом международной системы электронных денег и агентом международной системы электронных денег.  

78. Агент международной системы электронных денег может предоставлять услуги по погашению и пополнению международных электронных денег. 

78. Агент международной системы электронных денег может предоставлять услуги по погашению и пополнению международных электронных денег, а также может заключать договоры с акцептантами для приема международных электронных денег для оплаты товаров или услуг акцептанта. 

81. Погашение международных электронных денег может проводиться в иностранной или национальной валюте по собственному выбору держателя международных электронных денег. При погашении в национальной валюте конвертация производится по курсу агента международной системы электронных денег на день осуществления операции. 

81. Погашение международных электронных денег может проводиться в иностранной или национальной валюте по собственному выбору держателя международных электронных денег. При погашении в национальной валюте, конвертация осуществляется согласно договору о распространении международных электронных денег с оператором международных систем электронных денег/эмитентом международнгых электронных денег на территории Кыргызской Республики, учитывая курс валюты, установленный Национальным банком в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности".  

Глава 6. Порядок выдачи лицензии банку на выпуск электронных денег 

91. Для получения лицензии коммерческий банк должен представить в Национальный банк на официальном и/или государственном языках следующие документы: 

1) заявление на выдачу лицензии для осуществления деятельности; 

2) справка от налоговых органов об отсутствии задолженности перед бюджетом на момент подачи документов; 

3) копия типового агентского договора по распространению электронных денег с агентом - в двух экземплярах; 

4) копия договора с оператором (в случае, если эмитент работает с оператором) - в двух экземплярах; 

5) копия акта установки программного обеспечения для получения, ежедневного обновления и хранения базы данных об оборотах и остатках по электронным деньгам - в двух экземплярах; 

6) бизнес-план, содержащий маркетинговый план по реализации мероприятий с электронными деньгами, прогнозные экономические расчеты - в двух экземплярах; 

7) подписанные Председателем Правления/Совета директоров (далее - руководитель) правила работы системы электронных денег, которые должны содержать положения о: 

- порядке осуществления операций между банком, оператором, агентами, акцептантами, который должен включать общую схему всех денежных и информационных потоков; 

- организации контроля за финансовыми и техническими рисками при использовании электронных денег; 

- системе безопасности и защиты информации и разграничении прав доступа к информационным ресурсам при использовании электронных денег - в двух экземплярах; 

8) другие документы и материалы по выпуску электронных денег, которые заявитель сочтет нужным предоставить для всестороннего, полного и четкого понимания Национальным банком предполагаемой деятельности заявителя - в двух экземплярах; 

9) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение и выдачу лицензии; 

10) доверенность, выданная на получение лицензии. 

92. Национальный банк рассматривает документы заявителя в срок не позднее шестидесяти дней с момента получения заявления и документов и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии. Лицензия (приложение 2) подписывается лицом, уполномоченным приказом Председателя Национального банка. 

93. В случае предоставления документов не в полном объеме либо при несоответствии документов установленным требованиям настоящего Положения, отсчет срока рассмотрения заявления и документов заявителя начинается вновь со дня получения всех документов, удовлетворяющих требованиям настоящего Положения, которые должны быть предоставлены в течение 20 календарных дней. 

94. Лицензия выдается банку только на выполнение следующих видов операций: 

1) выпуск, распространение и обналичивание электронных денег; 

2) прием поручений от держателей электронных денег на осуществление оплаты за товары/услуги, передаваемых банку с использованием интернет, мобильной и других средств связи; 

3) обработка (процессинг) транзакций с использованием электронных денег; 

4) осуществление расчетов с акцептантами, с которыми заключены договоры, по обработанным в системе платежам от имени и по поручению держателей. 

95. Выдача лицензии осуществляется при наличии доверенности на получение лицензии, оформленной в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, и документа, удостоверяющего личность уполномоченного лица либо руководителя. Лицензия является бессрочной. Лицензия является неотчуждаемой, передача ее третьим лицам запрещается. Нарушение данного пункта влечет за собой отзыв лицензии. 

96. Сведения о выдаче лицензий коммерческим банкам заносятся в Реестр лицензий, выданных Национальным банком, с присвоением очередного порядкового номера в регистрационном журнале. Реестр по действующим лицензиям размещается на сайте Национального банка. 

97. Бланки лицензии являются документами строгой отчетности. Учет бланков лицензии осуществляется Национальным банком. 

98. В случае утери подлинного экземпляра лицензии, а также негодности бланка лицензии банк обязан в трехдневный срок подать заявление на получение дубликата лицензии. В заявлении должны быть указаны все реквизиты утраченного (негодного) бланка и причины утраты (негодности) бланка. Дубликат выдается на основании имеющихся в Национальном банке документов. Выданная лицензия должна иметь отметку "Дубликат", а запись о подлинном экземпляре лицензии дополняется пометкой о выдаче дубликата в книге реестра учета лицензий. В случае обнаружения банком утерянного экземпляра лицензии, он обязан передать лицензию с пометкой "Дубликат" в Национальный банк. 

99. В случае внесения изменений в устав в части наименования, места нахождения, банку необходимо предоставить соответствующие подтверждающие документы в Национальный банк в течение 10 рабочих дней после принятия изменений в установленном порядке для получения новой лицензии в соответствии с требованиями настоящего Положения. 

100. Лицензия не выдается в случаях: 

1) предоставления заявителем недостоверных сведений, указанных в документах, либо непредставление документов, требуемых настоящим Положением. При устранении заявителем указанных препятствий заявление рассматривается на общих основаниях; 

2) запрета/неразрешения на осуществление указанных в лицензии видов деятельности законами для данной категории субъектов; 

3) несоответствие заявителя требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики; 

4) несоответствия устава заявителя требованиям законодательства Кыргызской Республики; 

5) наличия в отношении заявителя решения суда, запрещающего заявителю занятие данным видом деятельности; 

6) невнесения оплаты за выдачу лицензии; 

7) отсутствия доверенности или иного документа, свидетельствующие о надлежащих полномочиях у уполномоченного лица на получение лицензии. 

В случаях, если банк находится в специальных режимах, Национальный банк вправе принять решение об отказе в выдаче лицензии. 

101. При отказе в выдаче лицензии заявителю предоставляется мотивированный ответ в письменном виде, при этом один экземпляр документов, представленных на рассмотрение, не возвращается. Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в установленном порядке. 

102. На территории Кыргызской Республики иные субъекты не вправе создавать систему электронных денег или использовать систему электронных денег, без надлежащей лицензии Национального банка. Полномочия Национального банка по выдаче лицензии также включает приостановление действия лицензии или отзыв лицензии. 

103. В случае выявленных нарушений банком/оператором требований, указанных в настоящем Положении и законодательства Кыргызской Республики, к банку/к оператору применяются меры воздействия согласно нормативным правовым актам Национального банка. 

 

 

 

 

 

Начальник УПС Э. Лелевкина